Воронежское искусство под новым углом: выставка, возвращающая культурное наследие на Родину

25 июня, за день до официального открытия, прессу пригласили на предпоказ выставки картин из личной коллекции девелопера Евгения Хамина. И мы там были, и получили от посещения искреннее удовольствие. Сейчас расскажем, почему.
Для начала минутка навигации. Выставка с философским названием «Зачем родился?» расположилась на первом этаже Сити-парка «Град» рядом с Воронежским океанариумом и кафе «Грабли». Работать будет до самого конца лета каждый день с 10:00 до 22:00. В составе экспозиции чуть больше 60 произведений искусства, в основном наших именитых земляков разных лет (от шестидесятников до современности). Помимо картин также представлены скульптуры, графика, фотография.
В зале присутствуют и несколько очень масштабных полотен длинной до восьми метров. Некоторые картины мастеровитых и уже ушедших из жизни воронежских художников были возвращены на Родину путем выкупа на лондонских и нью-йоркских аукционах. В общем, история примечательна уже тем, что Воронежу возвращают его растраченное по всему свету культурное достояние. И дополняют его творчеством иногородних российских мастеров, созвучных по контексту нашим.
Общая идея выставки непростая – на рефлексию, на подумать. Конкретно меня, как автора текста, больше всего поразил зал, оформленный молодым московским художником Иваном Коршуновым. Его экспозиция как раз и называется…
«Живые-мертвые»
«Живые-мертвые» – это серия живописи из восьми портретов последних жителей к настоящему моменту уже полностью вымершего села Ольшанка в Тамбовской области. Трехвековая история его оборвалась совсем недавно.
Первое упоминание об Ольшанке можно найти в документах второй ревизии 1745 года с пометкой «принадлежит помещикам». Большим поселением Ольшанка никогда не была. К примеру, в 1911 году она насчитывала 54 крестьянских двора с населением около пятисот человек. Небольшая уютная деревня, где все друг друга знают, а оттого страсти кипят только сильнее. Один другому оттяпал забором лишнюю сотку земли – последний в отместку спилил первому столб под напряжением. И все довольны. И каждый день был маленьким сюжетом трехсотлетнего сериала.
– Этот проект посвящен моей… второй малой Родине. Многих из нас в детстве отправляли к бабушке в деревню на все лето и для меня этой деревней была тамбовская Ольшанка. То, что молодежь оттуда потихоньку уезжает, а старики умирают, я заметил еще в детстве. Затем похороны пошли сплошной чередой, я вырос, а в Ольшанке осталось всего восемь человек. Все они на портретах. Вот, отец и сын, – показывает рукой художник. – Отец – мой ровесник. А это бабушка мальчика. А это – моя бабушка. Вот этот мужчина во время ВОВ рвался на фронт, но его не пустили, дали бронь и оставили поднимать колхоз, за что он потом получил медаль.
В какой-то момент Иван понял, что это все, скоро села больше не будет, и решил сделать ему прижизненный памятник.
– Технически – это гиперреализм, я их фотографировал долго и с портретов срисовывал трехслойным методом живописи. Это как живопись 17 века – с гризайлью, с гравировкой. Возле всех портретов есть наушники, можно послушать, как каждый из них собственным голосом пересказывает историю своей жизни.
По задумке художника в центре зала должен был стоять стенд, имитирующий могильную плиту. На ней – овальные фотографии всех последних ушедших из жизни жителей села и восемь пустых окошечек. Такая метафора, на то, что гибель села неминуема.
Но к настоящему времени гибель уже случилась. Последние старики умерли, а молодые отец и сын переехали жить в другое место. В онлайн-картах рядом с названием Ольшанки появилась приписка-приговор – «нежил.».
И новый проект художника, посвященный этому поселению, называется уже не «Живые-мертвые», а «Призраки» и выставляется в Красноярске.
Коллекция
Помимо зала Ивана Коршунова, представлены, например, вот такие картины со смыслом:

Есть вот такая картина известного на весь мир концептуалиста Евгения Митты, которую до вчерашнего дня своими глазами не доводилось видеть даже многим искусствоведам. Для знатоков это просто восторг, и сейчас он доступен любому воронежцу.

Картина посвящена героине толстовского романа Анне Карениной

– Коллекцию современного искусства я начал собирать не для себя. Она началась с идеи создать в Воронеже музей, новый культурный центр города. Это необходимо любому мегаполису для развития креативной сферы, примеров в других городах множество. Но главным для меня было создать площадку, где жители Черноземья могут познакомиться с важной частью отечественной истории искусства, которую увидеть обычно можно только в столице. Я советовался с экспертами и директорами музеев, чтобы выбрать наиболее значимых художников современного искусства, начиная с 1950-х годов. В выборе произведений есть и мой взгляд, как без этого — и умом, и сердцем. Покупал и в России — поддержал арт-рынок, и за рубежом — вернул много произведений на родину. Павел Третьяков был предпринимателем, построил фабрики, но главный дар, который он сделал своему городу и стране – это его коллекция, которая стала основой известного всем музея. Он не единственный, были и другие крупные меценаты в его время и позже, есть и сейчас, традиция в России давняя, важная для общества. Это относится к вопросу, поставленному в названии выставки — «Зачем родился?». Вопрос не праздный, вопрос ответственный: какой вклад внес, какой след оставил? Отвечу: Воронежу как центру современного искусства на карте России – быть, – поделился своими мыслями девелопер Евгений Хамин.
Борис Чуйко
0+ Новости на Блoкнoт-Воронеж