Зачем воронежскому губернатору Гусеву потребовались 15,3 млрд рублей
Читайте также:
- О зарплате воронежских врачей в 58 тыс рублей доложили губернатору Гусеву (18.06.2020 09:20)
- Жители "неаполитанского дворца" выступили против его цветового уничтожения главным архитектором Воронежа (18.06.2020 09:00)
- Кусок Неаполитанского дворца могут уничтожить в Воронеже (17.06.2020 13:03)
Департамент финансов правительства Воронежской области объявил о необходимости оказания ему услуги «по открытию возобновляемой кредитной линии и предоставлении кредитов на финансирование дефицита областного бюджета и погашения долговых обязательств». Такие объявления, в общем количестве 10 единиц, появились на сайте госзакупок еще 10 июня. В целом правительству Воронежской области, согласно опубликованной информации на сайте госзакупок, требуется кредитов на общую сумму порядка 15 млрд 280 млн рублей.
Это большие деньги, их объем составляет более 15 процентов от собственных доходов бюджета Воронежской области в 2020 году. Другой пример, по данным мэрии Воронежа, за 5 месяцев текущего года бюджетные расходы составили 6,7 млрд рублей при доходах 7,4 млрд и профиците в 700 млн рублей.
Очевидно, что заявка чиновников на получение кредитных средств на общую сумму более 15 млрд рублей вызывает немало закономерных вопросов. Однако они не были заданы депутатами облдумы на следующий день после публикаций об открытии кредитных линий. Законодатели во время выступления губернатора Александра Гусева 11 июня так и не спросили его: а зачем собственно бюджету Воронежской области нужны столь большие заемные средства? Из этого можно сделать вывод: либо депутаты облдумы не владеют финансово-экономической обстановкой в нашем регионе, либо они боятся задать прямые, возможно, неприятные вопросы губернатору Гусеву.
Между тем, в минувший четверг Александр Гусев многократно заявил с трибуны областной думы о том, что никаким кризисом у нас и не пахнет.
- Четыре месяца 2020 года показали стабильность во всех отраслях… В связи с пандемией и вынужденными ограничениями появилась тенденция к снижению деловой активности. Но критических значений эта тенденция пока не имеет….., в целом за четыре месяца видна стабильность во всех отраслях. Кое-где наблюдается рост», - заявил на заседании облдумы Александр Гусев.
В таком случае непонятно: почему при «стабильности во всех отраслях», о чем сообщил депутатам Гусев, и даже «росте экономики» правительство области объявляет о планах набрать кредитов на 15,3 млрд рублей? Тем более, что нынешняя финансовая ситуация с облбюджетом сегодня не выглядит катастрофической.
Так, по опубликованным данным областного департамента финансов, за 4 месяца текущего года доходы бюджета (с учетом поступления федеральных средств) составили 40,6 млрд рублей, а расходы – 34,6 млрд. Таким образом, за тот период был профицит облбюджета в 6 млрд рублей. Финансовая ситуация в мае, судя по-всему, – не ухудшилась: по данным управления Федерального казначейства по Воронежской области, поступления по доходам субъекта РФ составили 49,1 млрд рублей, а по расходам – 40,9 млрд рублей. Таким образом, профицит облбюджета сохранился и уже составил более 8 млрд рублей. Не говоря о том, что у департамента финансов еще имеется в бюджете «заначка» - более 1,5 млрд рублей в качестве «зарезервированных средств, связанных с особенностями исполнения бюджета». Таким образом, можно так сказать: в казне имеются в резерве под 10 млрд неизрасходованных рублей. То есть, облправительство за 5 месяцев получило налогов, неналоговых доходов и федеральных трансфертов на 8 млрд рублей больше, чем было потрачено.
А раз так, то зачем брать кредит в 15 млрд рублей? Какая в этом необходимость? Тем более, что бюджет области, в случае реального ухудшения экономики и сокращения поступления налогов, еще не раз можно будет секвестировать?
Вопрос можно поставить иначе: если губернатор Гусев и его подчиненные не могут (или не умеют) своевременно и эффективно использовать доходы облбюджета и у них остается профицит в казне на 8 млрд рублей, то какой смысл тогда брать еще кредиты на 15 млрд рублей?
Стоит напомнить, согласно последним, мартовским поправкам облбюджета, его доходы запланированы в 126 млрд рублей, а расходы – 132 млрд. Ожидаемый по году дефицит бюджетных средств – 6 млрд рублей. При этом, согласно закону о бюджете области на 2020 год, на обслуживание госдолга облбюджет должен в текущем году выплатить всего порядка 1 млрд. 100 млн рублей. Кстати, эта сумма равняется годовым расходам облбюджета по строке «Физическая культура и спорт».
В целом долги региона, то есть реестр долговых обязательств Воронежской области на 1 июня текущего года, составляет, по данным областного департамента финансов, 17,6 млрд рублей.
При этом долги по кредитам коммерческим банкам - отсутствуют, а необходимые платежи Минфину составляют на 2020 год в целом 6,7 млрд рублей и, возможно, будут частично прощены или пролонгированы на следующие годы.
Но даже если этого не будет сделано, то у властей пока есть финансовые ресурсы, чтобы в полном объеме и своевременно исполнять свои бюджетные обязательства. Поэтому «поиск» кредитных 15 млрд рублей может рассматриваться, как неверие властей в собственные силы и заблаговременное создание так называемой финансовой «подушки безопасности» для региональной казны. Также, можно предположить, что власти вряд ли удастся сразу в полном объеме получить желаемые 15 млрд кредитных рублей и поиск заемных средств тогда будет продолжен.
Очевидно, что данная история может иметь и политический контекст: облправительство, накануне сентябрьских выборов в областную и городскую думу Воронежа, якобы намеренно дополнительно «затариться» лишними миллиардами бюджетных рублей, чтобы в той или иной мере использовать их в качестве поддержки провластных кандидатов в депутаты.
Владимир Даньшин
Новости на Блoкнoт-Воронеж