Воронеж Среда, 27 ноября
Общество, 17.06.2020 13:03

Кусок Неаполитанского дворца могут уничтожить в Воронеже

Авторская колонка специалиста по архитектуре и городской среде, активиста Всероссийского общество охраны памятников истории и культуры Вячеслава Минакова. 

Как мы знаем, каждый год фонд капитального ремонта производит благое и нужное дело, а именно занимается улучшением жилищных условий горожан. К сожалению, не всегда получается одновременно и улучшить жилищные условия и сохранить архитектурную ценность дома, нечего не потеряв.

Этим летом фонд капительного ремонта будет чинить около полусотни красивых исторических зданий. Новость, скажем прямо, настораживает – не испортят ли чего, в нашем, без преувеличения, прекрасном городе? Будем стараться этого не допустить!

И вот первый пример – дом по адресу ул. Феоктистова, 6. Если мы посмотрим на боковую часть здания, то увидим фасад в прекрасном состоянии, с не совсем обычным для нашего города, но очень красивым, сочетанием цветом всех элементов:


Так как я был почти во всех крупных городах Европы, то для меня этот архитектурный стиль хорошо знаком. Эти форма и прежде всего цвета – визитная карточка Неаполя, причем это его эксклюзив, ни в одном городе мира нет более такой расцветки, применяемой в массовом виде. Вот, например, Музей Каподимонте, расположен в бывшем дворце Бурбонов:


Зданий с такой расцветкой в Неаполе полно, но наиболее важным для нас сейчас является здание Национального археологического музея – главного музея Неаполя и всей южной Италии. Здание дворцового типа (тут речь идет про архитектуру, а не функцию) было построено в 1615 году, и посмотрите на что же оно похоже:


Пусть у нашего здания нет такого богатого фасада, но тем не менее сходство поражает: колонны, сандрики (декор над окнами), маленькие колонны по бокам окон, треугольная крыша и светлый круг в центре этого треугольника, и конечно цвета – все почти идентично. Более того, я думаю, что архитекторы еще старой советской школы специально перекрасили здания именно так, чтобы оно было отражением главного неаполитанского музея-дворца. Не знаю, как для вас, но я с глубоким уважением и почтением отношусь к такому решению предыдущего поколения архитекторов, которые создали столь прекрасный город, не говоря уже о том, что мне приятно видеть кусок неаполитанского дворца у себя в городе.

Однако, этой прекрасной сказке, похоже, наступает конец – грядет капитальный ремонт! Нет, он уже нагрянул, уже стоит на пороге и стучится в дверь, и стук его с каждой секундой все громче, словно пугающий незнакомец колотит в нашу хлипкую деревянную дверь, а за окном тоскливо завывает холодный ветер. Опасность и тревога – вот что рождает этот стук.

И первые сдвиги нашей бедной легкой двери уже видны. Этот дом по Феоктистова, 6 уже начали ремонтировать, и то что с ним собираются сделать пока не сильно радует (все нововведения – тема для отдельного материала). В числе прочего, хотят поменять и его цвет. Прекрасный неаполитанский бордовый, хотят заменить коричневым:


Посмотрите, как прекрасно смотрятся разные цвета на фусте (основа колонны), ее базе (нижней части) и капители (верхней части), как гармонично сочетаются более темные и более светлые элементы декора:


Теперь можете про это забыть, все сложное будет упрошено, и все элементы декора, колонны, карнизы и наличники – все будет выкрашено в сплошной белый цвет, это будет выглядеть примерно так:


Вы справедливо можете возразить мне, что на этом изображении теряется объем белого и все выглядит как пластиковое. Соглашусь, это действительно примерная картинка, но в свою защиту скажу, что у нас часто красят так «качественно», что после покраски от пластика не отличишь. Понятное дело, что ни о каком сходстве с неаполитанским дворцом теперь не может быть и речи:


Таким образом, я считаю, что нужно оставить цвета и фактуру одного из главных домов архитектурного ансамблю вокруг вокзала неизменными, и вот почему:

1) Как было сказано ранее, это «малая копия» неаполитанского музея-дворца:


И мне кажется, это очень здорово, что она у нас есть. Я, например, часто показывал ее европейцам и все восхищались красотой дома (это дорого стоит, потому что в Европе больше всего красивых классических домов).

2) Ладно, допустим вы не любите Неаполь, да и вообще все эти пиццы, Помпеи, Монику Белуччи, фильм «Невероятные приключения итальянцев России», и Везувий в закатных лучах.

Я не разделяю это мнение, но отношусь к нему с уважением. Но спросите себя, неужели данное уничтожение цветовой сложности, и общее упрощение фасада вам нравится? Нравится ли вам замена неаполитанского бордового на коричневый? Нравится белые одноцветные элементы колонн и лепнина вместо разных цветом (при том что белый визуально уменьшает глубину и фактуру подобных форм, делая их более плоскими)?


Оцените нововведение чисто с эстетической точки зрения.

3) Хорошо, например, вы и с этетической точки зрения считаете, что станет даже лучше. Но есть еще один параметр – он называется многообразие. Сейчас этот дом (или вернее сказать часть большого дома), окрашен в несколько другие цвета чем соседние, но они хорошо гармонируют друг с другом. Но если мы сделаем все желто-коричневым, то многообразие, а с ней и красота – уйдут. Более того, весь город сейчас потихоньку становится желто-коричневым. Вы хотите жить в полностью коричневом городе, где нет нечего другого?

Вот есть такой прекрасный город Париж, он всем хорош, но есть один минус, у него много очень похожей архитектуры – можно выделить 3-4 дома, которые будут повторяться по всему городу (к слову, Париж вытягивает статус самого красивого города только за счет большого количества деревьев на улицах – это самая зеленая европейская столица, а мы к сожалению в этом году по деревьям просели).

Есть и другая столица – Будапешт, один из самых красивых городов мира, вот там – сотни типов домов и они все прекрасно сочетаются друг с другом:





Давайте по разнообразию архитектуры будем как Будапешт.

4) Но, например, так уж случилось, что вы не любите разнообразие, а любите, чтобы все было в одном цвете, и причем в желто-коричневом. Но и тут вам не повезло. Дело в том, что в отличии от обычных домов для которых разнообразие приветствуется, симметричные дома образующие архитектурный комплекс, наоборот, должны быть полностью одинаковы, в том числе и по цвету. В тоже время, другой симметричный дом останется бордовым, и имеющим три основных цвета, а не два. И ждать пока его перекрасят (хотя лучше, чтобы никогда), придется еще года два:



В общем как ни посмотри, а данная перекраска – не лучшее решение.

5) Предвижу, что в процессе дискуссии кто-то может сказать: «Ну ты же не профессиональный архитектор, а значит нечего не понимаешь в архитектуре!». Спорное утверждение, с учетом того, что я изучил архитектуру всех зданий западной цивилизации, которые сохранились до наших дней и которые представляют хоть какую-то архитектурную

ценность (а это сотни тысяч фасадов, причем большую часть я изучал, что называется, очно). Но хорошо, допустим, я нечего не понимаю, в конце концов не обо мне речь, однако, я же не прошу перекрасить дом в какие-то цвета, которые мне нравятся, например, в лимонный:). Я прошу оставить цвета, которые выбрали и реализовали архитекторы старой советской школы. Представители этой школы построили наш прекрасный город, и не думаю, что кто-то лучше них разбирается в архитектуре классических зданий. Меня ругайте сколько хотите, но вот их трогать не позволю!

Кроме того, эту часть дома покрасили в 1986 году, а выглядит он так, будто его красили только вчера, при этом выглядит лучше, чем даже дома которые красили 1-2 года назад! Как возможны такие чудеса?:)

6) В плане архитектуры есть и еще один вопрос. Посмотрите на эти вазоны, на эти прекрасные скульптуры входной группы двора:



Это же древняя Ассирия и Вавилон, это кусочек загадочного Ангкор-Ват в Камбодже:



К слову там же снимался первый фильм про Лару Крофт, с Анджелиной Джоли:


Но вернёмся к нашим скульптурам и вазонам. Эта сталинская архитектура как бы передавала привет нашей Средней Азии. От нашей советской империи, к империи Тамерлана, а от нее еще дальше в глубь веков: к Ассирии, Вавилону и даже Шумерам.


Давайте присмотримся к этим скульптурам. Да, они не новые и местами немного разрушены:



Местами растет зелень:



Где-то видна паутина:


На них видны следы времени. Но именно это и придает им тот неповторимый шарм и очарование, даже не старины, а древности! Я такие скульптуры видел только в Лувре и на улице Феоктистова. И мне очень интересно, а их тоже будут красить в белый цвет? Эти скульптуры надо не ремонтировать, а реставрировать, очень бережно и аккуратно, и делать это должны специалисты, а не обычные строители. К слову я общался с подрядчиком – они производят крайне позитивное впечатление, что редкость, но решение по цветам и отделке принимают не они, как скажут, так они и сделают – это вполне нормально, подрядчик не пишет проектов.

7) В конце я хочу привести самый основной, самый главный довод, почему не нужно менять цвета и упрощать внешний вид дома в целом. Все что сказано до этого – это мое личное мнение. Кто-то может с этим соглашаться, кто-то – нет. Однако самое важное мнение, это мнение жителей этого дома, потому что чиновники, которые принимают решение, большую часть времени сидят в кабинетах, а этот дом из их окна не видно. Обычные воронежцы ходят мимо почаще, также, как и люди, которые приезжают к нам в город на центральный вокзал. Однако люди, которые живут в этом доме – видят его каждый день. Они видят, что это красивый дом который покрашен в хорошие цвета, они привыкли к нему, и любят его таким какой он есть. И они против его перекраски, а также некоторых других изменений, которые планируются. Жильцы часто просят оставить при ремонте старые цвета, но их мнение не учитывается. Я считаю это не правильно, эти люди здесь живут, это их дом, и их мнение должно быть не единственным, но очень весомым, особенно при решении вопросов с торцевыми фасадами и фасадами со стороны двора.

Кроме того, не забывайте о такой вещи, как культурная инерция. Московский Кремль когда-то был белым. Почему сейчас даже не поднимается вопрос, чтобы его перекрасить, так сказать восстановить историческую справедливость. Да потому, что за десятилетия все привыкли к красному, и он воспринимается уже как родной цвет. Тоже самое и с цветами этого дома, все привыкли к ним за десятилетия, не только жильцы дома, но и остальные воронежцы, а значит перекраска вряд ли будет воспринята ими позитивно. Я думаю, со мной многие согласятся в том, что не нужно перекрашивать то, что и так хорошо.

Вообще, к ремонту этого дома есть масса других вопросов, например, по цоколю, который хотят сделать из керамогранита, что сильно испортит вид, а еще по той части дома, которая выходит к центральной улице Мира. Сейчас, это в чистом виде центр Рима:



Очень надеюсь, что наш Рим не превратят во что-то коричневое.

Что касается паспортов фасадов ремонтируемых зданий, то я не знаю какие они будут, так как еще с зимы раздел на сайте управления главного архитектора есть, а информации на нем нет: 


Теперь конструктивная часть. Критиковать можно много, но всегда необходимо стараться построить конструктивный диалог. Я буду рад почитать мнение читателей на все высказанные в статье аргументы, однако этот вопрос конечно нужно обсуждать с людьми, принимающими решения. Я работал в нашем правительстве достаточно давно, когда еще прошлый руководитель департамента архитектуры – Марина Ракова, была замруководителя (помню ее по общим совещаниям), потом я уехал в Москву и долгое время работал с одним из федеральных СМИ, поэтому нынешних руководителей по архитектуре просто не знаю. Однако, слышал о них много хорошего, поэтому надеюсь на продуктивный диалог. О результатах напишу новый материал. Если возникнут вопросы, постараюсь ответить в комментариях.

Вячеслав Минаков 



Новости на Блoкнoт-Воронеж
9
1