Воронеж Среда, 27 ноября
Общество, 06.05.2023 07:01

Здание главного ж/д-вокзала заложили 156 лет назад в Воронеже

Губернское земство получало на это разрешение от правительства в Санкт-Петербурге.

6 мая 1867 года в Воронеже состоялась закладка здания главного железнодорожного вокзала города. За год до этого власти нашего города получили разрешение на прокладку ветки для поездов до Козлова (ныне Мичуринск). Дорога была важна для увеличения товарообмена с другими регионами Российской империи. Воронежская губерния хотела поставлять зерно, импортировать промышленные товары, повысить мобильность трудоспособного населения. Когда было выстелено полотно, то возникла необходимость и в здании вокзала.

Объект строили год. В одной из книг знаменитого местного краеведа Владимира Загоровского написано, что 30 января 1868 года в нашем городе была торжественно открыта новая ж/д-станция. От нее первым из Воронежа отправился в Москву пассажирский поезд. В дальнейшем составы курсировали в наш город из Ростова, Козлова, Графской, Рамони и еще множества других населенных пунктов. Железнодорожная станция представляла из себя двухэтажное строение, где около центрального входа было подобие стоянки для конных экипажей. Учитывая губернский статус Воронежа, объект был довольно оживленным.


Как указывают исторические хроники, станцию временами ремонтировали, но сносить ее не собирался никто. Это происходило и дореволюционной России, и во времена прихода к власти большевиков. Не пережило здание железнодорожного узла так называемые «грозовые сороковые».

В 1942-1943 годах во время оккупации Воронежа немецко-фашистскими войсками старое здание станции было взорвано. На исторических фотографиях видно, что в районе нынешнего вокзала и площади Черняховского во время освобождения города стояли противотанковые укрепления с колючей проволокой.


В 1945 году власти приступили к восстановлению Воронежа. Первым делом было решено соорудить временное здание вокзала. Оно стояло в городе почти десять лет, пока, наконец, не была возведена капитальная постройка.

Примечательно, что здание воронежского железнодорожного вокзала проектировал архитектор К.С. Алабян, который параллельно восстанавливал разрушенный Сталинград. По замыслу зодчего появилась постройка, где длина фасада составляла 100 метров. В стены было уложено почти 14 миллионов кирпичей. Внутри же вокзала были стены матового вишневого цвета, своды отделаны лепниной, пилястры – светлым мрамором, а на пути к платформам стояла остекленная арка. На крыше вокзала стояли популярные в советское время образы рабочего и колхозницы, учителя, летчика.

Внутри здания вокзала в 50-е годы XX века стояли также скульптуры Феликса Дзержинского с беспризорником, а также Ленина с солдатом. Памятник вождю мирового пролетариата располагался и на привокзальной площадке напротив.

Тем не менее, в 80-е годы прошлого столетия все перечисленные памятники исчезли. На одноименной площади напротив вокзала соорудили монумент генералу Черняховскому, который руководил боями за Воронеж. Эта скульптура была привезена в наш город из литовского Вильнюса.


Сейчас вокзал «Воронеж-1» - это важный транспортный узел города. В него ежедневно приезжают тысячи пассажиров поездов и электричек, люди покидают столицу Черноземья, отправляясь в дорогу с платформ и перронов вокзала.

Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
События: Событийный календарь Воронежской областиСобытия: Календарь событийОрганизации: вокзалМеста: железнодорожное сообщение
4
0