Воронеж Пятница, 29 ноября
Общество, 02.02.2022 14:01

Автомобильное дело: на чем погорел первый воронежский губернатор новой России

Сейчас многие забыли о таком главе региона, как Виктор Калашников, но в свое время он натворил немало шума.

Рассказывая об исчезнувшей элите Воронежской области, наше издание обращало внимание на бывших вице-губернаторов региона Геннадия Макина, Юрия Агибалова, экс-руководителя департамента экономического развития Анатолия Букреева. Большинству из них пришло уйти с политической авансцены, поскольку вспыхивали денежные скандалы. Агибалов хитрым трюком выбивал себе 23 оклада, а Букреев за счет бюджета давал возможность говорить по сотовой связи своему сыну и невестке. Такие действия местное население воспринимало крайне негативно. Однако, надо заметить, корыстное поведение воронежских госслужащих возникло не в один момент. Аналогичные факты стали всплывать в нашем региона, едва развалился СССР, и Борис Ельцин провозгласил курс на демократию.

Сегодня мы хотели бы рассказать о первом громком коррупционном деле в Воронежской области в составе новой России. А замешан в нем был сам глава обладминистрации Виктор Кириллович Калашников. Как мы сказали, сейчас того руководителя нашего региона уже мало кто помнит, но в самом начале 90-х годов его имя не сходило со страниц местных газет.


Виктор Кириллович Калашников родился в 1940 году в селе Новожизненском Городищенского района Сталинградской области. Этот населенный пункт относился к местной сельскохозяйственной станции. В период Великой Отечественной войны, когда Виктору Кирилловичу было всего три года, в Новожизненском проходили ожесточенные бои. В братской могиле села покоятся 17 его защитников. Был ли кто-то среди них из родственников Калашникова, неизвестно. Зато известно то, что сам Виктор Кириллович покинул родное село, и его жизнь в дальнейшем протекала в других местах нашего тогда еще Советского Союза.

В 1963 году будущий руководитель Воронежской области закончил Новочеркасский политехнический институт. По специальности Виктор Калашников является горным инженером-механиком. В том же году он пошел работать, и судьба забросила его в наш регион. Калашников устроился на Воронежский завод горно-обогатительного оборудования (входит в объединение «Рудгормаш»).

Предприятию Виктор Кириллович отдал 25 лет своей жизни. До 1988 года он работал там инженером-конструктором, руководителем группы отдела главного конструктора, старшим инженером, заместителем начальника механического цеха, начальником механосборочного цеха, начальником отдела технического контроля. Калашников дослужился до заместителя генерального директора по коммерческим вопросам, а потом и вовсе до генерального директора завода.


Рабочие «Рудгормаша» в 90-е годы

В 1988 году началась политическая карьера главы предприятия. За трудовые успехи руководство Воронежской области назначило его начальником местного главного территориального управления Госснаба СССР. Калашникову удалось показать себя с хорошей стороны и на этой должности.

В биографии Виктора Калашникова указано, что в 1990 году он был назначен председателем Воронежского облисполкома, а потом возглавил региональный Совет народных депутатов. Серьезные коррективы в карьеру чиновника внес развал Советского Союза. Так, 6 октября 1991 года президент Борис Ельцин назначил Виктора Калашникова председателем администрации Воронежской области. Пришлось политику нелегко, ведь началась переделка всех сфер жизни не только в наших краях, но и на всей территории новой России.

- Когда я познакомился в Виктором Кирилловичем Калашниковым, он показался мне довольно энергичным и коммуникабельным человеком. Это было еще до того, как он возглавил Воронежскую область. Поначалу он был нейтрален к КПСС и хотел найти компромисс между демократами и сторонниками прежних «красных» порядков. Тем не менее, Калашников периодически критично высказывался о коммунистах. У него даже был конфликт с тогдашним первым секретарем Воронежского обкома КПСС Иваном Шабановым. Но вот Виктора Кирилловича поставили во главе региона, и он попал на смену эпох в стране, - рассказывал ранее журналисту «Блокнот Воронеж» доктор политических наук Дмитрий Нечаев.


Митинг демократов на площади Ленина с участием Бориса Ельцина, Виктора Калашникова, Александра Ковалева

Современники Калашникова вспоминают, что во главе области он все так же искал пресловутый компромисс между демократами и коммунистами. Осуществлять это руководителю региона приходилось в условиях тотальной деградации всех сфер жизни в конце 1991 года. В магазинах был дефицит, полки в магазинах оказались пустыми, и Новый год воронежцам пришлось встречать за столами, где практически не было еды. Соответственно, даже думать о каком-то компромиссе между демократами и коммунистами было глупо.

Однако руководитель администрации Воронежской области все же налаживал мосты между противоборствующими сторонами, желая таким образом, что называется, усидеть на двух стульях. Являясь представителем власти демократов, Виктор Калашников не забывал давать и какие-то бонусы для населения, тем самым охлаждая пыл разгневанных сторонников советской власти.


Воронеж в начале 90-х годов

Но такая двойная игра в итоге сыграла с главой региона злую шутку. А может быть, подвела Калашникова его жадность и недальновидность. Кто знает…

Через полгода правления Виктора Кирилловича на страницах популярной газеты «Воронежский курьер» появилось разгромное расследование «Эх, прокачу(сь)». А перед ним в том же издании публиковалась заметка «Из фондов города очень недорого». В последнем из перечисленных материалов рассказывалось, как областная администрация выдала распоряжение о распределении автомобилей за счет средств фондов госторговли. 

Решение было обернуто в формулировку: «об обеспечении автотранспортом ветеранов войны и труда, воинов-афганцев, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и других льготных категорий граждан». И таким образом через подобный указ областной администрации за счет средств госторговли в 1991 году три машины марки «Жигули» были выданы почему-то Воронежскому горисполкому.


При разбирательстве вскрылась подделка подписи заместителя председателя местного горсовета Ольги Застрожной. Политическая деятельница была возмущена до предела выявленным фактом. Вместе с председателем Временного комитета по стабилизации потребительского рынка Анатолием Гольцем Ольга Кирилловна обещала вывести виновных на чистую воду. Воронежские депутаты организовали проверку всех фактов выделения автомобилей власть имущим. И вот ее результаты были отражены в материале «Эх, прокачу(сь)!».


Ольга Застрожная

Оказалось, что власти столицы Черноземья и области в тяжелые времена «лихих 90-х» успешно использовали различные схемы по присвоению автомобилей за государственный счет. Машины чиновники выписывали себе, родственникам, знакомым. В ход шли подделка документов, непонятные «авансы», липовые обоснования.

- В октябре 1991 года с уст президента России сорвалось страшное словосочетание, повергшее в панику всех еще неудовлетворенных автолюбителей. Либерализация цен. Появилась реальная угроза перехода автомобиля из разряда дефицита в разряд действительной роскоши. И несмотря на то, что конкретные сроки либерализации пока не прозвучали, следовало поспешить. Тут уж начался откровенный беспредел, - писал "Воронежский курьер" в материале «Эх, прокачу(сь)!».



Из-за той самой либерализации цен власти начали в массовом порядке присваивать себе автомобили за счет государства. В ход шли самые хитрые схемы. Так, глава Воронежской области Виктор Калашников издал постановление о выделении транспортных средств для работников сельскохозяйственной отрасли. Однако получили машины совсем другие люди — близкие к руководителю региона.

Материал «Эх, прокачу(сь)!» вызвал небывалый резонанс в Воронеже и области. Да что там — публикацию заметили в Москве. Президент Борис Ельцин организовал собственную проверку озвученных фактов махинаций с автомобилями. По ее итогам Виктор Калашников был отправлен в отставку с поста главы администрации Воронежской области.


Кто-то говорит, что громкий скандал с «Жигулями» был намеренно сфабрикован полпредом президента в регионе Виктором Давыдкиным и председателем Общественного комитета российских реформ Борисом Кузнецовым. Но все это были лишь досужие разговоры, не имеющие под собой никаких доказательств. Фактом оставалось то, что первый глава Воронежской области новой России Виктор Калашников погорел на коррупционном скандале, который в СМИ назвали «Автомобильное дело».


Виктор Давыдкин


Борис Кузнецов

По мнению политолога Дмитрия Нечаева, первого руководителя обладминистрации сгубило то, что он не примкнул в те годы ни к какому политическому лагерю. Говоря простым языком, он не смог усидеть на двух стульях. Виктор Калашников вышел в отставку в свой день рождения 8 марта 1992 года. На смену ему у руля в Воронежской области встал глава исполкома Совета народных депутатов Александр Ковалев.

По информации источника «Блокнот Воронеж», после отставки Виктор Калашников уехал в Москву. Там он устроился работать в администрацию президента. То ли от обиды, то ли по каким-то другим причинам бывший глава обладминистрации постарался обрубить все контакты с нашим регионом.

Виктор Калашников жив и сейчас, являясь российским пенсионером. Он так и не вернулся в Воронежскую область и скорее всего находится в Москве. 

При подготовке материала использовались публикации газеты "Воронежский курьер", а также 2-е переработанное и дополненное издание «Остров невезения. Воронежская область на переломе эпох» П. А. Кабанова 

Подготовил Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Исчезнувшая элита Воронежа  
События: СССРСобытия: ПолитикаПерсоны: губернатор Воронежской областиОрганизации: АдминистрацияМеста: Воронежская область
1
1