Бензин примерно по рублю: как работали АЗС в советском Воронеже
АЗС на Героев Сибиряков в 70-е годы XX века
Читайте также:
- Массовая авария с маршруткой и 6 авто заинтересовала следователей в Воронеже (06.09.2021 15:20)
- Катастрофичный обвал в рейтинге влияния произошел у воронежского губернатора (06.09.2021 14:20)
- Полный разгром: маршрутка сыграла в бильярд с шестью машинами в Воронеже (06.09.2021 19:03)
При СССР наши земляки, как и миллионы других граждан, не знали проблем на топливном рынке.
В конце прошлой недели россошанские автомобилисты сообщали о новой цене на бензин марки АИ-92. На табло автозаправки, расположенной у поворота на село Подгорное, заметили цифру в 50 рублей за литр топлива. В свою очередь 95-й бензин здесь стоит 52,5 рубля за литр.
Пока неизвестно, действительно ли в Россошанском районе так сильно выросла стоимость бензина, но предпосылки к подорожанию топлива, в том числе газового, были и ранее. Эксперт рассказывал «Блокнот Воронеж», что грустный прогноз уже начал сбываться. «В 2021 году оказалось, что продавать пропан-бутан и заправляться им стало одинаково не выгодно как для владельцев АЗГС, так и для автомобилистов», – комментировал эксперт Алексей Трепалин.
Словом, на топливном рынке стала происходить очередная чехарда, которая приводит в бешенство абсолютно всех автомобилистов. От водителей сейчас нередко можно услышать нарекания по поводу того, что у лидера по нефтедобыче, какой является РФ, граждане вынуждены оставлять значительные суммы из своих зарплат на АЗС. Дескать, такое положение дел вопиюще для России, и в этот момент граждане обычно вспоминают прошлые времена СССР.
Действительно, в советские годы крайне редко можно было услышать от кого-то возмущение по поводу бешеных цен на бензин. В послевоенное время по всей стране начался бум автомобильной промышленности. У населения по сравнению с 40-ми, 30-ми и, естественно, 20-ми годами прошлого века появилось значительно больше личных транспортных средств. Повсюду стали открываться автозаправочные станции. Они создавались по единому образцу, и цены, к слову, почти по всему Союзу (за исключением некоторых районов Сибири) были опять же едиными.
В качестве примера хотелось бы привести Воронеж, где в послевоенное время так же наблюдался бурный рост автомобилизации населения. Помимо того, что с каждым годом у наших предков становилось все больше и больше личных машин, в разных концах столицы Черноземья открывались АЗС.
- Днем и ночью тысячи водителей Воронежа и области обращаются к услугам автозаправочной станции на улице Героев Сибиряков. И всегда находят здесь радушный прием. Об этом красноречиво рассказывает книга отзывов, на страницах которой много благодарственных записей, - писала о воронежской АЗС №37 газета «Коммуна» 18 июля 1975 года.
«Справочная книга автомобилиста» (Б.Е. Боровский, М.Д. Попов, М.Я. Пронштейн, Лениздат, 1973) гласит о прейскуранте розничных цен на топливо, введенном в действие с 1 января 1969 года. Приведем отрывок из этого руководства для водителей. В нем описывается то, сколько платили в то время за заправках наши предки за 10 литров топлива:
А-66..............ГОСТ 2084-67......0-60 руб.;
А-72..............ГОСТ 2084-67......0-70 руб.;
А-76..............ГОСТ 2084-67......0-75 руб.;
АИ-93.............ГОСТ 2084-67......0-95 руб.;
АИ-98.............ГОСТ 2084-67......1-05 руб.;
Сланцевый.........РТУ ЭССР 268-63...0-60 руб.;
Экстра............ВТУ НП 67-60......1-00 руб.;
Авиационный Б-70..ГОСТ 1012-54......1-20 руб.;
Топливная смесь...ВТУ 30-8-63.......0-80 руб.
Средняя зарплата в 1969 году у советских граждан равнялась 110 рублям. К 1980 году она выросла уже до 150 рублей. В начале 70-х цены на топливо чуть возросли (кроме 76-го бензина). Например, 10 литров АИ-93 стали стоить 1 руб. Затем дважды (в 1978-м и 1981-м годах) цены возрастали ровно вдвое. В таком виде они просуществовали до распада СССР. То есть 10 литров 76-го бензина стоили 3 рубля, а 93-го – 4 рубля.
Проблем с наличием топлива на советских АЗС обычно не было. Единственно, на что указывают исторические хроники, так это на дефицит бензина в южных регионах. Так, с 70-х и до середины 80-х годов проблемы с наличием бензина АИ-93 были в основном на курортных трассах в разгар сезона. Также это наблюдалось в отдаленных сельских местностях. А вот 72-й и 76-й бензин присутствовали практически всегда и везде.
Подготовил Илья Ершов
Новости на Блoкнoт-Воронеж