Чернавский мост Воронежа: символ Великой Победы или фатальная невезучесть
Фото Юрий Стародубцев
Читайте также:
- Вогрэсовский мост Воронежа как символ трудового подвига горожан (01.05.2016 12:10)
- В Воронеже на Чернавском мосту столкнулись 8 машин и автобус (ВИДЕО) (30.01.2015 10:23)
- (0 секунд назад)
Наше издание продолжает серию краеведческих материалов об интересных местах столицы Черноземья.
В завершении праздника Великой Победы 9 мая воронежцы традиционно будут наблюдать торжественный салют. Как обычно, пиротехники будут давать залпы с дамбы Чернавского моста. С этим местом воронежцев связывает многое. Прежде всего, богатейшая история сооружения. Наше издание представляет читателям ретроспективу Чернавского моста, который появился в городе еще в очень далекие времена.
Заметим, что Чернавский мост был первой водной «артерией» в столице Черноземья. Его построили в начале XVI века, чтобы соединить берега реки Воронеж. Сооружение было наплавным и много раз перестраивалось. Его сносило во время весенних половодий. В 1768 году для Чернавского моста срубили 10-метровые сваи из дубов Чижовской рощи. Этот мост простоял до 1824 года. Тогда на его месте было выстроено новое деревянное сооружение. Однако и оно быстро пришло в негодность. Мост дважды подвергался глобальной реконструкции во второй половине XIX века.
Изображения старинного Чернавского моста
- Свое название Чернавский мост получил из-за Чернавого (то есть красивого) луга на берегу реки. Сооружение же построенное в 1824 году называли также Митрофановским (по устроенной в нем часовне во имя Святителя Митрофана) и Синельниковским (по фамилии тогдашнего губернатора), - говорит воронежский краевед. - Бетонный Чернавский мост через реку Воронеж сразу же превратился в визитную карточку города. Он служил воронежцам верой и правдой 67 лет. В июне 1942 года его взорвали наши саперы для того, чтобы не дать фашистам прорваться на левый берег. Уцелевшие остатки старого Чернавского моста можно было увидеть еще пару десятилетий назад: несколько пролетов в районе Левого берега долго оставались неубранными.
Когда в 50-е годы 20 века Воронеж восстанавливался из руин, на месте уничтоженного Чернавского моста была выстроена высокая арочная конструкция на шести опорах. Ее протяженность составила 364 метра. Мост сразу же стал одним из самых узнаваемых символов Воронежа. Ни один набор воронежских открыток не обходился без изображений Чернавского моста.
Чернавский мост, 60-е годы 20 века
Конец 70-х годов 20 века
Период рабочего энтузиазма воронежцев прошел вместе с восстановлением родного города. Жизнь вошла в безмятежное русло, и у Чернавского моста начали появляться проблемы. В 1972 году пойму реки Воронеж власти залили водой, создав Водохранилище. Опоры Чернавского моста не были рассчитаны на водную среду. При прежнем строительстве сооружения использовались солевые добавки-пластификаторы. Их контакт с водой спровоцировал процесс коррозии несущей арматуры. Красавец-мост медленно и верно стал разрушаться. Не помогла даже попытка усилить несущие конструкции. Исследования показали – процесс разрушения необратим.
- Тогда власти признали состояние Чернавского моста аварийным. В 1990 году началась его реконструкция, и работы разделили на три этапа. На первом из них, до 1996 года осуществляли возведение временного моста. Все в это время воронежцы рисковали своей жизнью, поскольку по аварийному сооружению продолжалось автомобильное движение. На втором этапе проводился демонтаж аварийного моста. И, наконец, на третьем – строились новые опоры, - рассказал воронежский краевед. – Что же касается временного моста, то его эксплуатировали до 1 декабря 2008 года. В сентябре 2009 года прошли первые успешные испытания Чернавского моста. Они показали, что нарушений при его строительстве не было. В октябре же 2009 года там было открыто автомобильное движение после 19-летней реконструкции. За все это время на строительство было потрачено более 1,2 миллиарда рублей. По предварительным прогнозам, гарантийный срок нового Чернавского моста – не меньше века. Будем надеяться, что так и будет.
Воронежцы говорят, что несмотря на традиционный запуск залпов фейерверка с дамбы Чернавского моста, сооружение является очень несчастливым. В 2004 году во время строительных работ произошло сразу две трагедии. Так, 16 января 25-летний монтажник Роман Барков поскользнулся и упал с большой высоты на лед. Смерть наступила мгновенно. А, 21 июля того же года в воду рухнул 55-метровый пролет старого Чернавского моста. Он увлек за собой семерых рабочих. Один из них – 42-летний строитель Джумалган Аралбаев так и не вынырнул. Водолазы только через час достали его тело. С тех пор в народе стали распространяться слухи о фатальной невезучести моста.
Илья Ершов
Новости на Блoкнoт-Воронеж