«ЕС превратился в синоним лживого политического образования», – воронежский профессор о референдуме в Молдавии
Читайте также:
- Придет ли аномальное бабье лето в Воронеж в конце октября (22.10.2024 11:30)
- «Турбо-Русичи» показали воронежцам свою мощь и закрыли летний сезон «Улетной зарядки» (22.10.2024 11:10)
- Опубликовано фото новой спортплощадки на Петровской набережной Воронежа (22.10.2024 10:01)
На минувших выходных внимание мировой общественности было приковано к голосованию в постсоветской республике.
20 октября в Молдавии состоялись выборы президента, а также референдум по евроинтеграции этой страны. Общая явка составила 51,41%. В первом туре голосования за главу страны победителя выявлено не было. После обработки 100% протоколов действующая глава Молдавии Майя Санду набрала 42,45%, на втором месте оказался бывший генпрокурор республики Александр Стояногло с результатом 25,99%. Теперь на 3 ноября намечен второй тур президентских выборов.
Что касается еврореферендума в Молдавии, то голоса на нем распределились примерно поровну. После обработки 100% протоколов в ЦИК республики заявили, что 50,46% проголосовали «за», а 49,54% - «против».
В ходе выборов и референдума наблюдатели отмечали множество вопиющих фактов. К примеру, в крупнейших автономиях Молдавии – Гагаузии и Приднестровье – Майя Санду заняла четвертое и второе места, соответственно. Точно так же в этих республиках в большинстве (94,84% и 62,56%, соответственно) высказались против интеграции с ЕС. Более того, из 32 районов Молдавии только 9 сказали «да» на еврореферендуме.
Вопиющим фактом стало еще и то, что в России, где проживает около 500 тыс. избирателей постсоветской страны, открылось всего лишь два участка в посольстве, напечатано было всего лишь 10 тыс. бюллетеней. Для сравнения, в Италии, где проживает чуть более 100 тыс. граждан Молдавии, открыли 60 участков и напечатали 236 тыс. бюллетеней.
По поводу прошедших выборов и еврореферендума наше издание решило обратиться за комментарием к воронежскому профессору и военно-политическому эксперту-международнику Владимиру Сапунову:
- Прошедшее электоральное воскресенье в Молдавии интересным сделал прежде всего референдум по поводу вступления республики в Евросоюз.
Результаты получились весьма неожиданными. После 80% обработанных бюллетеней уверенной лидировали противники ЕС, набирая около 55% голосов. Однако затем ночь подсчетов, точнее чудовищных фальсификаций в еэсовских посольствах, где считали голоса диаспоры, перевернула картину – варианту «за» пририсовали несколько процентов, вбросив нужное количество бюллетеней. То есть нагло сфальсифицировали итоги.
Ну, а что было делать Майе Санду, которая уже пообещала председателю Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен обеспечить нужный результат. Для этого даже открыли всего 2 избирательных участка с 10 тысячами бюллетеней в Москве. А в России проживают несколько сотен тысяч граждан Молдавии, которые бы евроинтеграцию в подавляющем большинстве не поддержали.
Сама по себе агитация ведь тоже была произволом. Да даже само название на молдавском госТВ: «референдум за евроинтеграцию». Флаги ЕС висят по всему Кишиневу – их кто-то убрал в день голосования, когда агитация запрещена? Конечно, нет.
Но, кого это интересует? Несмотря на чудовищные фальсификации, Майа Санду и Урсула фон дер Ляйен на голубом глазу говорят, что Молдавия поддержала вступление в ЕС – и теперь соответствующие поправки можно вносить в Конституцию.
Это совершенно не удивительно. Неужели кто-то еще может надеяться на какую-то честность и справедливость руководства ЕС? В XXI веке эта организация окончательно превратилась в образец деструктивности и синоним лживого политического образования.
Разве молдавский референдум был первым, когда на волеизъявление народа просто наплевали?
До этого ведь были референдумы по конституции ЕС – в Голландии, Люксембурге, Франции; в Ирландии по Лиссабонскому договору. Все результаты пришлось потом сливать в унитаз, потому что проголосовали против – не так, как выгодно либеральным элитам.
То же самое по референдуму 2016 года, на котором голландцы высказались против ассоциации ЕС с Украиной.
А в 2017 году был провалившийся референдум о названии «Северная Македония». Ну провалился и провалился – все равно назвали именно так.
Что уж и говорить о референдуме 1 октября 2017 года в Каталонии об отделении от Испании. Где теперь его результаты?
Теперь вот подтасовали референдум просто наглейшим образом в Молдавии и через губу говорят о волеизъявлении народа. Уже трудно что-то смешнее придумать.
Но даже подтасованные результаты не могут скрыть глубокого раскола молдавского общества. Ведь «за» голосовали Кишинев и более-менее крупные города вокруг него. В большей части Молдавии сказали Евросоюзу «нет». В том числе, муниципалитет Бельцы. В Гагаузии против ЕС высказались 95% населения. В Приднестровье примерно 20% граждан имеют молдавский паспорт. И даже те, кто его по каким-то прагматическим причинам имеют и решили проголосовать, в большинстве евроинтеграцию отвергли.
Действующая президентша, провалившая по сути референдум, теперь по идее должна иметь большие проблемы во втором туре выборов. Ведь главной ее идеей была именно ускоренная интеграция в Евросоюз. И лозунг был: «Голосуешь за Санду – голосуешь за ЕС».
А теперь получается, что безумная прорумынская и заукраинская политика Майи Санду интеграции с ЕС помешала. Молдавская оппозиция ведь не против сближения с Евросоюзом, они против этого по украинскому варианту – с оголтелой русофобией и тем более войной. Хотят дружить со всеми – и с ЕС, и с Россией. Вот только брюссельская бюрократия этого никак не позволит. Поскольку требует выбора – или ЕС, или Россия.
Однако молдавский референдум еще раз показал, что евроинтеграция и членство в ЕС потеряли самоценность. Евросоюз ради Евросоюза больше не хотят. Хотят видеть какие-то конкретные преимущества, а обосновать их становится все сложнее.
И это только подтверждает те настроения, которые все больше охватывают Юго-Восточную Европу последние 2-3 года. Это хорошо заметно на Балканах, а 26 октября будет, скорее всего, еще раз проиллюстрировано на выборах в Грузии.
Причинами можно назвать и крайне неудачный опыт радикальной евроинтеграции на Украине. И внутренние еэсовские проблемы: дехристианизация, культ неживого (особенно ярко проявляющийся в педалировании темы ЛГБТ*), засилье мигрантов и связанные с этим беды с безопасностью. И все усиливающаяся зависимость от США - в результате деструктивной деятельности либеральных элит.
Если молдавской оппозиции удастся договориться и объединиться против Марии Санду – вокруг ожидаемо занявшего второе место кандидата от Партии социалистов, бывшего генпрокурора Молдавии Александра Стояногло, получившего 25,98% – определенную интригу во втором туре создать можно.
Для России однозначно сейчас лучшим является вариант «кто угодно, только не Санду». Учитывая, что молдавское направление российскими компетентными структурами полностью провалено и в Молдавии пророссийских политиков нет, надо ориентироваться на промолдавских.
И всячески способствовать объединению разношерстной оппозиции во втором туре. Пусть даже работать с бывшим мэром Бельц Ренато Усатым, набравшим 13,79%. Забыв на время, что в России он был даже объявлен в 2020 году в розыск по обвинению в отмывании денег.
Учитывая тот нокдаун, в котором оказались молдавские евроинтеграторы после 1 тура, самое время нанести им еще один удар.
Ведь еще лет 10 назад в Молдавии евроинтеграция была чуть ли безусловной ценностью. Граждане специально получали румынские паспорта, чтобы ездить по странам ЕС без визы. А теперь властям приходится пририсовывать сотые доли процента – курам на смех.
Вот только при всех объективных трудностях у ЕС и их кишиневских вассалов во главе с Санду есть в руках очень весомый аргумент – фальсификация итогов голосования. И против такого лома прием еще надо придумать.
Комментарий взял Илья Ершов
*движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено на территории РФ