Итоги 2018 года: Ссора Бычкова с Гусевым и новые памятники Воронежа
Читайте также:
- Борис Нестеров отругал Михаила Бычкова, взяв на попечение Платоновфест (15.09.2018 12:05)
- Воронежский «гоголь-центр»: как бюджет региона спонсирует дринки Михаила Бычкова (03.08.2018 16:03)
- Худрук Платоновского фестиваля показал завистникам Бычковфест на курорте Лаго-Маджоре (28.07.2018 16:03)
Власти разразились критикой программы Платоновфеста, на что богема стала восклицать о цензуре.
21 ноября художественный руководитель Международного Платоновского фестиваля и Камерного театра Михаил Бычков вошёл в Совет по культуре и искусству при президенте РФ. Кроме того культуртрегера нашего региона в указанный орган включили еще 55 музыкантов, художников, литераторов, режиссеров и прочих. Как представитель театрального искусства Бычков стоит в одном ряду с такими маститыми деятелями, как Владимир Машков, Александр Калягин, Валерий Фокин. Как говорили на сайте Кремля, определяющим критерием для включения в состав президентского Совета стали личный творческий успех и безусловный профессиональный авторитет.
Когда мы назвали Михаила Бычкова воронежским культуртрегером, то сделали это не случайно. Уже с давних пор именно этот деятель определяет культурный фон нашего региона. При этом очень часто Бычков ведет себя, как настоящий «цивилизатор», предлагая абсолютно непонятные работы для местных «аборигенов». В этом году Бычков попал даже под критику губернатора. То есть, ситуация в воронежской культуре в уходящий период была довольно неоднозначной, а зачастую и скандальной.
Были в 2018 году в этой сфере и множество других событий. Предлагаем обратить внимание на то, как развивалась воронежская культура за этот период.
Как богема вступила в конфликт с властью
Поскольку во введении мы начали говорить о конфликте губернатора Воронежской области с худруком Камерного театра, то об этом и стоит рассказать в первую очередь. Причина этой ситуации лежит в небезызвестном Международном Платоновском фестивале искусств. В этом году культурный форум начался со спектакля Бычкова «100% Воронеж». В этой работе экспериментаторства было хоть отбавляй. Постановка, открывшая в этом году Платонфест, была выполнена в форме мини-монологов наших земляков. Они рассказывали о себе и своих профессиях. Говорили врачи, преподаватели, журналисты, предприниматели, инженеры, путешественники и даже бывшая стриптизерша.
А дальше началось самое интересное. Так, выступающие стали задавать вопросы, явно дискредитирующие российскую власть и российские устои. Вопрошали участники «100% Воронежа» о том, имеет ли права на поддержку человек гомосексуальной ориентации, говорили о том, что наша страна ведет в Сирии именно войну (заметим, не контртеррористическую операцию), о том, что именно РФ начало бойню на востоке Украины и об отношении в президенту Путину.
Примечательно, что «100% Воронеж», который нес в себе явный либеральный и антироссийский флер, по большей части был поставлен за бюджетные деньги. Во время спектакля ему рукоплескала супруга экс-губернатора Воронежской области Татьяна Гордеева. А вот действующему главе региона было явно не по себе. Александр Гусев, по сообщению источников, был взбешен поставкой и не понимал, зачем она прошла в Воронеже, да еще и за государственные деньги. По нашим данным на «100% Воронеж» потратили 15 млн рублей, а каждый из 100 актеров получил по пять тысяч.
Словом, губернатор не поддержал описанное выше творческое решение Михаила Бычкова. Да и подчиненная Александра Гусева, глава департамента культуры Воронежской области Эмилия Сухачева, в целом, раскритиковала программу Платоновского фестиваля-2018, которую составлял культуртрегер. Чиновница заявила о неоднозначной реакции профессионального сообщества на спектакли Бычкова. Тот в ответ обвинил департамент во вмешательстве в работу дирекции фестиваля и попытке ввести цензуру.
Алексей Гордеев со своим любимцем Михаилом Бычковым
2 октября этого года журнал «Театр» опубликовал письмо Александру Гусеву, подписанное, в частности, народным артистом РФ Евгением Мироновым, художественным руководителем Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова Андреем Могучим, гендиректором Большого театра Владимиром Уриным, гендиректором национальной театральной премии «Золотая Маска» Марией Ревякиной и кинорежиссером Александром Сокуровым. Подписавших письмо напугала корректировка программы Платоновфеста, задуманная областным правительством.
Бычков против правоохранителей
Впрочем, в этом году Бычков вступал в конфликт не только с воронежскими властями. 15 февраля, когда у худрука Камерного театра был день рождения, он вышел на Никитинскую площадь с плакатом, на котором было написано: «Свободу Алексею Малобродскому!». Этот пикет Бычкова проходил в защиту сидящего в Матросской тишине бывшего гендиректора московского «Гоголь-центра» Алексея Малобродского. Этого театрального менеджера подозревают в участии в мошеннических действиях (дело «Седьмой студией» режиссера Кирилла Серебренникова). Культурный деятель был задержан силовиками летом 2017 года. Тогда же худрук Воронежского камерного театра и выступил первый раз в его защиту. Бычков сказал, что Россия «движется к репрессиям».
Не помешало худруку Камерного театра так своеобразно отметить свой день рождения то, что 15 февраля и сам Малобродский отмечал свое 60-летие. Более того, как говорили источники «Блокнот Воронеж», эти культурные деятели являются братьями не только по духу, но и по крови.
То есть, выступить против правоохранителей свадебному генералу воронежской культуры во многом вынудил зов крови. Но вообще президент ВГИИ говорил о таких конфликтах с силовиками следующим образом:
- Неприятие встречают действия правоохранительных органов по наведению элементарного порядка. Получается, что определенные театральные деятели лучше всех знают, что нужно делать и чего делать нельзя. И привлекают к этому публику, которая даже не знает деталей происходящего, - комментировал Виктор Семенов.
Отношение властей к культуре
Материальная культура Воронежа в виде памятников, исторических зданий или местных ДК заслуживает отдельного разговора. В этом плане в столице Черноземья 2018 год стал таким же скандальным, как и предыдущие. Продолжилось наступление бизнеса (особенно в лице строителей) на культурный фон города, многие объекты власти попросту забыли, местные ДК заполонили коммерческие фирмы. Приведем несколько примеров сложившейся ситуации.
Так, на улице Пушкинской, 14б компания «Воронежбетон», контролируемая бизнесменом и меценатом Владимиром Бубновым, начала возводить четырехэтажное офисное здание со встроенным кафе. При этом строительство велось не, где-нибудь, а на узкой полоске между двумя памятниками истории и культуры – Домом купца Михайлова (Пушкинская, 14) и Училищным домом (Пушкинская, 16).
С другой стороны, власти отклонили просьбу воронежца об ассигновании создания и установке памятника основателю Воронежа Семену Сабурову. Из документа, подписанного ио первого заместителя главы администрации Сергеем Петриным, становилось понятно, что все дело в утвержденной в 2013 году программе «Развитие культуры». В рамках нее, на подпрограмму «Сохранение историко-культурного наследия» в 2018 году выделен 1 млн 900 тысяч рублей. В ответе акцентировалось внимание на том, что решение по конкретным объектам культурного наследия принимает управление культуры, которое и распределяет бюджетные средства.
– В связи с тем, что бюджет городского округа на 2018 год утвержден с дефицитом, выделение дополнительных ассигнований на указанную подпрограмму не представляется возможным, – подытожил Сергей Петрин.
Примерно также, на отстань, власти вели себя и в ответе на обвинения в рейдерском захвате земли, для чего под видом расширения музея Бунина к великому писателю в качестве «общественного деятеля» подселили фашистского пособника Владимира Петровского, якобы духовно окормлявшего в позднем СССР воронежских краеведов и писателей. Это была версия юриста Василия Шлыкова. Он говорил, что Петровского использовали, чтобы очистить дом, во-первых, от лишних людей – проживающих в нем пенсионеров (потомков депутата царской Думы Сергея Петровского и его нехорошего сына), во-вторых, чтобы свести на нет, когда это потребуется, сам музей. Журналист «Блокнот Воронеж» поинтересовался у губернатора Гусева, что известно о происходящем главе региона. Губернатор не стал делать вид, что не в курсе проблемы, а спихнул ее на заместителя.
- Вы говорите про Петровского? – уточнил Александр Гусев по поводу «фашистского пособника» и признался, что «глубоко» пока вопрос не рассматривал.
Наконец, власти начали реконструкцию дворцового комплекса Ольденбургских. Однако был выбран подрядчик, который постелил на памятнике дырявую крышу. Сотрудники фирмы ООО «Портал» просто сняли с кровли старый металл и постелили новый, как смогли. При таком варианте даже, если все сделать профессионально, протечки крыши неизбежны. Кроме того, подрядчик сделал узлы примыканий к стене с откровенными сквозными отверстиями. А это уже исправить в принципе невозможно. Наконец, грубейшей ошибкой было то, что металл был постелен толщиной 0,6 мм (а он должен был быть не толще 0,5 мм). Из такого материала труднее всего сделать узлы примыкания и соединения ската кровли с «арыком» из металла в технике двойного стоячего пальца.
Что все же реконструировалось
Все же власти, хоть и попадали в центр множества скандалов, с памятниками в 2018 году проводили вполне хорошую работу. Так, после возмущения общественности был перенесен накренившийся к водохранилищу монумент баркалону петровской эпохи «Меркурий». Сейчас макет корабля стал настоящим украшением левого берега в сквере на «Ильича».
Кроме того, был создан бюст погибшего в Сирии воронежского летчика Романа Филипова. Монумент Герою России расположили около воронежской школы №85 в Коминтерновском районе, где он учился. На церемонию пришли представители ветеранских организаций, военнослужащие, курсанты-суворовцы, а также родные и близкие Романа Филипова. Кроме того, присутствовал и глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев.
Отец Романа Филипова Николай Серафимович выразил надежду на то, что его сын станет примером для учеников школы и всего подрастающего поколения. Мужчина также отметил свое волнение в торжественные минуты.
Не обошли власти стороной и исторические здания. Так, на восстановление дома Тулинова-Вигеля было выделено 318 млн рублей. Другой памятник, дом агронома Вагнера, чиновники продали воронежскому девелоперу Антону Евсееву. Он приобрел здание за 10 млн рублей, пообещав сохранить его исторический облик при реконструкции.
Наконец, чиновники определились с восстановлением театра оперы и балета. Оказалось, что символ нашего города должен приобрести обновленный вид за 2 млрд рублей.
Комментарий специалиста о воронежской культуре в 2018 году
Хотя власти и восстанавливают объекты, ситуацией с памятниками в целом недовольна общественный деятель Воронежа Ольга Рудева. При этом она высказалась о развитии другой стороны культуры города в уходящем периоде — спектаклях, выставках, творческих вечерах:
- То, как высказался Гусев о «100% Воронеж», я бы не стала разбирать. Мне этот спектакль очень понравился, и я в нем принимала участие. Эта постановка вывела наш город на совершенно иной уровень. Да и вообще в Воронеже сейчас гораздо ярче спектакли, стало больше выставок, интереснее концерты. Залы не простаивают, а у областного музея имени Крамского началась по-настоящему новая жизнь. Там все время происходят какие-то интересные события. Наконец, мне гораздо больше нравится, как в Воронеже отмечаются такие праздники, как День города или День Победы.
Вместе с тем, этого я не могу сказать о сохранении материальной культуры столицы Черноземья — нашего наследия в виде памятников. Да, в этом году стартовал фестиваль восстановления исторической среды «Той Сойер фест». Однако до сих пор не решен вопрос с Домом Гардениных на Фабричном переулке. Кроме того, вызывает опасения историческое здание на Карла Маркса. Эти здания надо восстанавливать. Их нужно выставить на аукцион, искать нового собственника. Однако этого никто не делает. Почему? Я бы назвала это банальной халатностью мэрии. Еще я бы выделила брошенный Дом Медведевой, Дом Плотникова с мезонином на пересечении Комиссаржевской и Никитинской. В последнем случае, его хотели взять под «Том Сойер фест». Однако госорганы не разрешили.
Словом, к нематериальной культуре у меня нет вопросов, а к материальной — их очень много.
Илья Ершов