Календарь. Арсений Жиляев: «Европейские культурные деятели кажутся детьми перед напором китайских менеджеров»
26 июня известный российский деятель современного искусства Арсений Жиляев, который родился и вырос в Воронеже, отмечает свое 31-летие. Один из основоположников такого культурного явления, как ВЦСИ, в свой день рождения согласился дать эксклюзивное интервью порталу «Блокнот Воронеж». Предлагаем читателям познакомиться с ним:
- Арсений, расскажите о вашем детстве. Когда почувствовали тягу к творчеству и начали рисовать?
- Я родился в Воронеже в середине 80-х. Этот факт определил во многом мои детские впечатления. Как мне кажется, они были типичными для детей этого поколения. Из специфичного могу отметить мое увлечение НЛО. В Воронеже, видимо, это была одна из самых обсуждаемых тем в медиа. Я мечтал о том, что обязательно встречусь с представителями инопланетных цивилизаций, и мы вместе сможем открыть землянам путь в светлое будущее. Еще у меня был интерес к программированию. Моя мама закончила прикладную математику в ВГУ и работала на первых ЭВМ. Уже в детском саду я начал читать детские книжки про языки программирования типа Бейсика или Паскаля. А примерно в семь лет у меня появился компьютер «ZX Spectrum». Он использовал в качестве носителя информации аудио кассеты. Тогда же я начал писать простейшие программы и сочинять сценарии для компьютерных игр. Это было определяющим для моего творческого становления.
- Какое ваше самое яркое воспоминание из детства?
- Я часто возвращаюсь к детским воспоминаниям. Это важный источник для творческого вдохновения. Поэтому сложно выделить что-то одно. Но, как уже говорил, пожалуй самым сильным впечатлением был космос и НЛО. Часами вглядывался в ночное небо в поисках мерцающих загадочных объектов. И компьютер, который открыл дверь в другую реальность.
- Ваше участие в Российском социалистическом движении как-то перекликается с Советским прошлым нашей страны?
- Сейчас тенденция на ностальгию по нему окончательно и бесповоротно победила. Я много работал с советским опытом ранее. Но для меня всегда были важны не ностальгические, а именно, если можно так выразиться, практические вещи. Условно говоря, то прогрессивное, что было в советском проекте, то, что не до конца реализовалось, было забыто или перечеркнуто советской негативной стороной в виде политического контроля, репрессий, империализма. Как бы то ни было, советский проект на данный момент является самой радикальной попыткой прогрессивной социальной трансформации, из всех, что человечество когда-либо знало.
- Насколько я знаю, за год до вступления в Российское социалистическое движение вы были одним из основателей Воронежского центра современного искусства. Насколько вы оцениваете нынешнюю работу этого центра? Что вы от него ожидали или ждете до сих пор?
- ВЦСИ - это большое достижение для Воронежа. Мало, где в России есть столь активные творческие центры. За прошедшее время мы раз пять выдвигались на национальную премию «Инновация», в итоге получив ее за региональный проект в лице Ильи Долгова. Большая часть коллег очень активна в столице и за рубежом. В Воронеже прошли выставки лучших художников страны, отмеченных премиями и признанием. Но, к сожалению, за все это время мы так и не смогли найти себе возможности для финансирования.
- Как вы вообще оцениваете культурную жизнь Воронежа? Что бы вы изменили, будь на то ваша воля? Какие основные тенденции вы здесь наблюдаете?
- Я активно слежу за воронежской культурной жизнью. Очень рад за город! По праву Воронеж сегодня называют региональной культурной столицей. Можно ли сделать больше? Конечно, но каждый должен заниматься тем, чем должен. Поэтому, буду говорить только за ВЦСИ. И здесь, как мне кажется, нам есть чем гордиться. Единственное, денег нет.
- Кого из воронежских деятелей искусства вы высоко цените, а чье творчество вам не понятно и не близко?
- Я очень ценю и люблю всех воронежских художников. Мы вместе росли и развивались. Сейчас вот, уже мое поколение стала подпирать новая волна. Теперь уже женская. Недавно в ВЦСИ прошла выставка «Девочки пришли» под кураторством Иры Аксеновой. Из молодежи могу выделить тех, с кем больше всего работал и тех, чье творчество эстетически ближе всего для меня. Это, конечно, Кирилл Гаршин, с ним мы сделали отличную выставку в Москве в РОСИЗО. И Татьяна Данилевская, которая была студентом моей мастерской. Как мне кажется, она сейчас стремительно развивается в очень талантливого концептуального художника.
- Одной из противоречивых личностей в культурной жизни Воронежа в последнее время был ректор Воронежской академии искусств Эдуард Бояков. Вам нравилось, то, что этот человек делал для нашего города или нет?
- В целом, я очень позитивно отношусь к тому, что делал Эдуард и считаю для культурной жизни города его уход большой потерей. Но, с другой стороны, если говорить о современном искусстве, к сожалению наладить диалог нам не удалось. Эдуард игнорировал местный контекст и делал ставку на своих столичных друзей. В Москве они относятся к довольно маргинальному художественному течению, связанному с мистикой и клубной культурой 90-х. Довольно смешно было смотреть, как в ВЦСИ, где собраны супер профессионалы, получившие признание в России и за рубежом, приходили в качестве экспертов молодые ребята, делавшие первые шаги в своем художественном становлении. То же самое касается и деятельности академии. Никто из местных заслуженных деятелей актуальной культуры не был привлечен даже с мастер-классом. В итоге, большая часть выставок, открывавшихся в академии, была чрезвычайно низкого качества и не нравилась ни профессионалам, ни обычным зрителям. Мне всегда это было непонятно. С нашей стороны мы всегда были открыты к сотрудничеству. Очевидно, что такая политика игнорирования не могла в конечном счете привести к позитивному результату.
- Многие обвиняли Боякова в том, что он пытался внедрить чуждые для России европейские ценности в искусстве. Как человек, получивший образование на Западе, скажите: действительно ли это так? И чужды ли на ваш взгляд европейские ценности для россиян?
Такого рода противопоставления лишь удобная ширма, за которую можно спрятать свое невежество. А какие нам ценности ближе? Азиатские? Китайские? Вы бывали когда-нибудь в Пекине или Гонконге? Боюсь, что уставшие европейские культурные деятели покажутся воронежцам детьми по сравнению с напором китайских менеджеров от культуры. Возводить в принцип культурной политики свою закрытость и ограниченность, пестовать некие уникальные, сугубо русские ценности - это путь в никуда. И что такое русские ценности? Язычество? Христианство? Мусульманство? Советский Союз? Империализм? Национализм? Пушкин? Крамской? Большая часть наших культурных инноваций, как и любых культурных инноваций, возникали из плодотворного творческого взаимодействия с другими культурами. Большая часть деятелей искусства путешествовала, получала образования за рубежом, пыталась привнести в отечественную культуру все лучшее, что есть в мире. Это не мешало им любить свою Родину, вдохновляться сюжетами, связанными с жизнью людей в России, с теми проблемами, которые они испытывали. А сейчас мы говорим, что нам это не нужно, у нас уже все есть свое и у нас все хорошо. Ну, что же - звучит довольно самонадеянно.
- Какое искусство для вас является наиболее близким?
- Ответ очевиден - конечно же, современное искусство. Оно вобрало в себе все возможные проявления человеческой творческой активности. По сути, у него нет границ. Это как Теория всего в физике, которая должна объединять все отдельные физические теории, описывающие реальность. Вот современное искусство - то же самое.
- Как вы отметите свой День рождения? Кого из близких позовете?
- Я, как правило, его уже не отмечаю. Стараюсь работать. В прошлом году монтировал выставку в Сан-Франциско. В этом году думал устроить прогулку-экскурсию по важным для меня местам города. В очень раннее время, в 7 утра, например. Я большую часть жизни учился в 8-й школе на «Политехе», жил на проспекте Труда и много времени проводил в этом районе. Потом был красный корпус ВГУ, прогулки в окрестностях воронежского советского модернизма в виде нынешнего Воронежского концертного зала и Центрального дома пионеров. Но, в целом, никаких планов - встречу с близкими и коллегами.
- Какая у вас самая заветная мечта?
- Отвечу в полушутку бюрократической цитатой из другого интервью - «Обеспечить вечную счастливую жизнь на Земле и в космосе».
Редакция портала «Блокнот Воронеж» поздравляет Арсения Жиляева с Днем рождения и желает ему счастья, здоровья и длительных творческих успехов!
Беседовал Илья Ершов