«Кто уйдет, и кто останется»: Мазур сохранится, чтобы дожать Бычкова и его «клевретов»
Читайте также:
- Бесстыжая морковка стала звездой соцсетей в Воронежской области (09.09.2023 06:00)
- "Нужно не бояться, а играть в футбол", – новый тренер воронежского "Факела" дал комментарий (08.09.2023 15:40)
- Худрук Литягин готовит "угарный" гала-концерт в Воронеже (07.09.2023 21:01)
Подозревали ли вы, что воронежский министр культуры работает мягким тараном региональной либеральной фортеции…
«Блокнот Воронеж» продолжает проект «Кто уйдет, и кто останется» в отношении статусных руководителей в аппарате губернатора и правительства области.
Сегодня объектом нашего анализа станет руководитель департамента культуры Мария Мазур. Экспертом по её карьерным перспективам выступает близкий к «команде мечты» губернатора Воронежской области профессор-политолог Дмитрий Нечаев.
- Ждёт ли отрасль культуры радикальных перемен, или губернатор Александр Гусев сохранит, скажем так, преемственность в управлении такой сферой?
- Вероятность того, что Мария Мазур после завершения выборов вновь возглавит министерство культуры, составляет более 90 процентов. Соответственно, шансы изменений в кадровом вопросе – менее 10 процентов. Полагаю, что глава региона будет реализовывать принцип преемственности.
Культура — это, вообще, поле битвы, это больше, чем о театрах, музыке и коллективах, культура это о ценностях и смыслах. И она до прихода Марии Мазур, как руководителя профильного департамента, была в руках либеральных, космополитичных меньшинств, культуртрегеров, типа Михаила Бычкова и Эдуарда Боякова. И они, эта публика, контролировали финансовые потоки на Платоновфест и всякие эстонские театры, а это два миллиарда рублей бюджетных средств, около миллиарда спонсорских ежегодно. Они поддерживали нетрадиционные ценности, продвигали западнические смыслы и нарративы в культурных проектах. При Елене Ищенко и Эмилии Сухачевой у нас в культуре было полное торжество современного искусства в худших её измерениях.
При этом, «зелёный свет» космополитам в бюджетной поддержке имел и обратную, негативную сторону. Деньги забирали на Платоновфест у сельских и городских библиотек, а более 700 Домов культуры находились в разрушенном и полуразрушенном состоянии.
- И всем принимающим решения лицам было всё равно…
- Но противовесом этому стал Культурный фронт, который объединил консервативную часть культурного сообщества. От него доставалась и Бычкову, и его патронам. Кстати, и опекавшей всё матроне (понимаете, о ком я) также доставалось. Деятельность Культурного фронта помогало здоровой части сотрудников департамента, где работала Мария Мазур.
- А что, Мария Мазур телом и душой за традиционные ценности?
- По-моему, правда, она являлась и является носителем консервативной парадигмы.
Но интересно и то, что до 2018 года поддержка меньшинствам оказывалась на самом верху, со стороны первого лица. Александр Гусев сломал эту либеральную парадигму в культуре, а пришедшая к рулю департамента Мария Мазур смогла осуществить эти необходимые трансформации и изменения. Скажу прямо, пока это ещё сделано не до конца. Михаил Бычков (а вместе с ним и его симпатизанты, клевреты), хоть и загнан в интеллектуальное гетто, но по-прежнему является худруком Камерного театра. Бычков контролирует три (!) госучреждения и финансовые потоки, осуществляющиеся через них.
- Ну, по сравнению с Бычковым Мария Мазур, конечно, традиционалист. Но, наверное, к ней есть претензии в части эффективности в управлении отраслью?
- Есть. И их немало. Но, они, на мой взгляд, не носят характера стратегических просчётов и ошибок. К примеру, идея Марии Мазур о создании на базе исполнительной дирекции Платоновфеста дирекции Фестиваля фестивалей. То есть, Платоновфест мог бы занимать 1/10 или 1/5 часть в большом проекте. С точки зрения финансовых ресурсов. Да и Бычкова можно было бы уволить совсем.
В то же время, и это главное, Мария Мазур придала управлению отраслью системность и сбалансированность. Старается равномерно распределять бюджетные средства на сельскую и городскую культуру, на поддержку разным коллективам, в том числе народным. Важно отметить и следующий факт, очень корректная и улыбчивая Мария Александровна оказалась неплохим встроенным лоббистом сферы культуры как в правительстве области, так и в федеральном министерстве культуры. Чуть более, чем за 4 года она продавила своё начальство и обеспечила приток 16 млрд рублей в эту сферу. И если в 2019 году бюджет отрасли был 2,6 млрд, в 2022 году – 3,3 млрд, то в году нынешнем – 5,2 млрд рублей. Рост в два раза. Естественно, такая работа вызывает ревность и зависть коллег Мазур.
- Помнится, в бытность Гордеева профессор реализовывал проект некой «Стены плача», где показывали разрушенные районные и сельские ДК Воронежской области на фоне новых и капитально отремонтированных "дворцов" Белгородской области при Савченко.
- Да, это реально была «Стена плача» для воронежских патронов и матрон. Потому, что инфраструктура областной культуры является ключевым маркером развития такой деликатной сферы, которая является базовой в становлении этнической (русской), гражданской и региональной идентичностей. Но, позорные страницы прошлого, с отраслевой деградаций, мы проходим. Правда, этому есть сильное сопротивление со стороны скрытных и полускрытных либерал-«партизан». Им хотелось бы контролировать потоки и диктовать Мазур и Гусеву свои условия, продвигать свои ценности.
Что касается материального измерения модернизации инфраструктуры данной отрасли, то Марии Мазур и её ведомству за 2019-2022 годы удалось построить 9 Домов культуры (1,1 млрд рублей), капитально отремонтировать 80 ДК. По-моему, на 1,2 млрд рублей. И сейчас, если я не ошибаюсь, строится 4 ДК и около 20 ДК капитально ремонтируют. Это также где-то выходит под миллиард. Так что позитивный баланс для развития культуры есть. Постараюсь внести определенную иронию. Не всё досталось Михаилу Бычкову и его клевретам.
- Чувствуется намёк на то, что губернатор Александр Гусев планирует давно назревшую зачистку отрасли, если не от всех тех, кто продвигает «европейские» ценности, то хотя бы от тех, кто не поддерживает СВО?
- Полагаю, да. Конечно, ни губернатор, ни Мария Мазур, как хорошие политики, этого не скажут. Но их неприятие культуртрегеров, поверьте, ещё более сильное, чем у нас с вами. С другой стороны, выдержка — это оборотная сторона стремительности. Нужно дождаться, как и в случае с вице-губернатором Сергеем Соколовым, удобного времени для нужных кадровых решений. И по Бычкову, и по другим персоналиям. И по перенаправлению материальных потоков.
Мария Мазур уже стала мягким тараном субкультуры меньшинств при не очень больших политических ресурсах. Новый политический год и пятилетка будут иметь больше возможностей для этого.
Подготовил Виктор Ганик
Новости на Блoкнoт-Воронеж