Воронеж Пятница, 29 марта
Общество, 16.03.2018 13:01

Не глядя ничего не подписывайте! - руководитель воронежского Центра защиты прав потребителей

«Блокнот Воронеж» решил спросить у руководителя ВРОО «Центр защиты прав потребителей» и члена штаба народного фронта Андреевой Светланы Михайловны, какие права есть у потребителей, что нам недоговаривают продавцы и с какими проблемами воронежцы чаще всего обращаются за помощью.

Защита прав потребителей или консьюмеризм предполагает регулирование отношений, возникающих между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами, импортерами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) с помощью закона РФ «О защите прав потребителей».

Воронежская региональная общественная организация «Центр защиты прав потребителей» существует с 2006 года и за последние пять лет к ним поступило более двенадцати тысяч заявлений, оказано около десяти тысяч консультаций.   Юристы центра 97 % дел завершают взысканием в судебном порядке в пользу потребителя.

- Светлана Михайловна, расскажите принцип работы общественной организации «Центр защиты прав потребителей».

- Приходит ко мне человек, рассказывает суть дела, пишет заявление. Я разбираю при нём это заявление и начинаю делать звонки. Многие обращения решаются по телефону, так как нашу организацию многие знают. Мы за долгие годы заработали авторитет, и нас признает не только населении, но и индивидуальные предприниматели. Они знают, что мы просто так не наезжаем и что доброжелательно относимся к ним. До 90% удовлетворенных заявок в ближайшие два-три дня.

- Насколько хорошо воронежцы знают свои потребительские права?

- Наша организация проводит опросы о знании своих прав в местах массовой организации торговли. На настоящее время свои потребительские права знают почти 90% опрошенных, но, к сожалению, свои права в случае приобретения ненадлежащего товара, отстаивают всего 20-25%. Остальным некогда или не верят в успех дела.

Люди плюют на эти ситуации, а напрасно. Ничего сложного: написал, отправил почтой или, если магазин рядом с тобой, отнес два экземпляра. И пусть продавцы бегают, оправдываются и исправляются. Надо отстаивать свои права.

- Какие есть нюансы в отстаивании своих прав?

- Технически сложные товары, например, сотовый телефон не так просто заменить в том случае, если его вам подарили, а он не понравился, скажем, по цвету. Тут нет никаких оснований для возврата или замены. Технически сложные товары можно вернуть только в первые 15 дней при наличии дефекта.

В случае если вы купили шубу, пришли домой, померили в спокойной обстановке, в других сапогах, шляпе и вам не понравилось, вы можете по 25 статье «О защите прав потребителей» вернуть шубу в течение двух недель при условии, если вещь не потеряла товарный вид, не помята, не порвана и с целой этикеткой.

А вот с техническим товаром очень сложно, при обращении в сервисный центр для гарантийного ремонта обязательно смотрите, чтобы вам выдали квитанцию подтверждающую, что у вас приняли товар такого-то числа, когда вернули его и что сделали с этим товаром.

Когда вы приходите забирать отремонтированный продукт, у вас забирают эту квитанцию или неправильно заполняют даты. Потому что, если в течение одного гарантийного срока этот товар был больше 30 дней в ремонте, вы имеете право уже его не брать, а требовать возврат денег или замены на другой товар по 18 статье соответствующего закона. Надо очень ответственно относиться к своим правам. Это же вы затратили свои собственные заработанные деньги, и теперь это ваша личная вещь.

И когда продавец говорит, чтобы вы писали заявление под его диктовку, не идите на это. Дома посмотрите в интернете или позвоните нам, мы расскажем как написать заявление, на что сослаться. Они продиктуют в своих интересах и вы не получите ни возврат денег, ни замены товара. Каждый свои интересы должен отстаивать, тем более потребителей защищает закон.

- Где потребителям стоит быть внимательным?

- Это самое интересное. Сейчас расскажу то, что мало кто знает. Рассмотрим ситуацию на примере обуви. Вам дали гарантию один месяц, а прошло полтора месяца. По неким причинам вы решили вернуть обувь обратно, но вам говорят, что опоздали и гарантии нет. Лукавят!

В законе о защиты прав написано, что гарантийный срок может быть две недели, неделю или его может не быть, но продавец отвечает за качество проданного товара наравне с производителем, поскольку он у вас взял деньги и к нему предъявляйте претензии. Законом предусмотрена ответственность продавца за качество проданного товара или оказанные услуги в течение двух лет.

Что у нас еще придумали продавцы технически сложного товара. Они продают вместе с товаром дополнительные сервисное обслуживание. Это незаконно! Дают гарантию один год и навязывают дополнительное сервисное обслуживание стоимостью, грубо говоря, три тысячи рублей еще на один год. Хотя они по закону отвечают эти два года. И потом, не думайте, что вам будут бесплатно запчасти менять. Вы заплатите исключительно за обслуживание, а деталь вам придется покупать за свои деньги.

Еще такой момент, если вы взяли товар в кредит, а он оказался некачественный, вы имеете право требовать, чтобы продавец не только вернул вам деньги, но возместил проценты банку, которые накапали.

Или когда сдаете технику в ремонт, обязательно просите описание внешнего вида: сколы, мелкие царапины, потертости. Требуйте, чтобы внешний вид был описан, а то получится, что вернут с дефектом, которого не было.

Когда вы сдаете в ремонт некоторый товар, например, ноутбук или сотовый телефон. И если срок устранение неполадок превышает трое суток, то на четвертые сутки, вам должны дать дежурный аппарат. Вы же заплатили деньги и почему должны оставаться без связи или без холодильника. Дежурный аппарат выдается по письменному требованию, конечно, магазин сам не предложит замену, но если вам нужно, пишите сами: прошу предоставить на время ремонта аппарат с теми же основными функциями.


Про банки…

Все не так честно. Недавно пришел дедушка с историей: семидесятилетняя женщина, инвалид второй группы в течение десяти лет была клиентом некого банка, на депозите держала деньги, каждый год она приходила, чего-то добавляла.

В первых числах января в очередной раз она пришла, ей дали договор и указали где поставить подпись.

Дедушка приходит ко мне и оказалось, что это вообще не банковский вклад. Оказывается, бабушку застраховала какая-то малоизвестная московская фирма на договоре, как она считала, депозитного вклада. На договоре стоит печать банка, а сам документ о заключении страхового договора. На 1 208 000 рублей на 3 года! А я думаю, что через полгода года этой фирмы вообще не будет.


Дедушка пришел в банк написать заявление о возврате средств, но поскольку дедушка старенький, сотрудница банка говорит, давайте я сама напишу. Когда он ко мне пришел, я читаю : прошу вернуть миллион. Получилось, что дедушка назвал полную сумму, а девушка из банка вписала сумму ниже. Я, конечно, возмутилась, на 208 000 обмануть стариков. Пошла в этот банк вместе с ним, потребовала управляющего, нашла там кучу нарушений. Например, в банке не было лицензии, выданной центральным банком на ведении финансовой деятельности, закона о защите прав, то есть те документы, которые должны быть выставлены по закону нет. Это было в шесть вечера, а в половине девятого уже позвонили и пригласили прийти на следующий день к открытию банка за деньгами. А до этого месяц не выдавали деньги, сказки рассказывали.

Я всем повторяю, не глядя ничего не подписывайте! Доверяй, но проверяй, а лучше не доверяй.

- С какой категорией товаров и услуг воронежцы обращаются к вам чаще всего?

- Больше всего жалуются на торговлю. В частности обращаются с технически сложными товарами -   компьютеры, телефоны, телевизоры. Очень много обращений по мебели и одежде и обуви. Часто потребители бывают недовольны медицинским оказанием услуг, возникают много вопросов по ремонту, пошиву и долевому строительству.

- Какие товары не подлежат возврату?

- Есть перечь таких товаров, утвержденный правительством. Если в двух словах, это товары, которые связаны с личной гигиеной, медицинские препараты, технически сложные товары, мебель из гарнитура, парфюмерно-косметические товары.

Здесь нужно учитывать в каком состоянии товар. Например, висит объявление в ювелирном магазине: « изделие из драгоценных металлов возврату и обмену не подлежит». Неправда, подлежат, если в нем есть недостаток. Даже если это очки или клизма, ложка, тарелка, если в нем есть недостаток, товар подлежит возврату.

Другое дело с другой категорией товаров. Есть 25 статья закона «О защите прав потребителей», где говорится про возврат товара надлежащего качества. Там указано, что вы можете вернуть вещь в магазин при условии, что не носили эту вещь, ни причинили ей вреда при транспортировке, этикетка не оторвана , нет следов носки. Вы имеете право вернуть товар, не подошедший по цвету или размеру.

Ненадлежащего качества все попадает под возврат, а надлежащего качества только при условии сохранения товарного вида.

- Лично вы часто сталкиваетесь?

- Нет. Общественная организация является участником российского движения «Качество нашей жизни» и почти ежемесячно проводим смотр-конкурсы, по результатам, которого становится понятно, какой производитель добросовестный и где какие недостатки. И я стараюсь покупать продукты известных производителей и призываю население независимо от того, продовольственные это товары или промышленные, дорогостоящие или дешевые. Покупайте местного производителя, потому что легче предъявить претензии в случае чего и ответственность производителя перед своими соотечественниками выше.

Саша Голубничая

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
0