Почему Россия оказалась на 20-м месте по доступности бензина в Европе
Читайте также:
- Ненасытный «Орленок» потребовал еще 39 млн рублей в Воронеже (27.07.2020 14:37)
- Топ-5 высокооплачиваемых вакансий июля в Воронеже (27.07.2020 13:03)
- Чипизация и лоббирование интересов РПЦ: чем занимается депутат Сергей Гаврилов (27.07.2020 12:00)
Оптовые цены практически сравнялись с розничными.
Россия заняла 20 место из 32 по доступности бензина в странах Европы. Аналитики брали за основу количество литров топлива, которое можно купить на среднюю зарплату. Оказалось, что жители России могут позволить себе 924,9 литра после месяца работы.
Лидером рейтинга стал Люксембург. Там на среднюю зарплату можно приобрести почти 3,3 тыс литров. Хуже всего дела обстоят в Украине, где аналогичный показатель составляет 395,1 литра.
Исследование проводило РИА Рейтинг по данным Еврокомиссии, статкомитетов и регулирующих органов стран, ОЭСР и Центробанка России.
Почему наша страна не смогла забраться выше 20-й позиции в рейтинге, «Блокнот Воронеж» рассказал президент Ассоциации топливного рынка столицы Черноземья Алексей Трепалин:
"За последнее время в результате недостатка предложения и неудовлетворенного спроса не только в оптовом звене на биржевых торгах, но и в мелкооптовом сегменте, значительно выросли оптовые биржевые, а вслед за ними и мелкооптовые цены. Особенно ситуация критична по автомобильному бензину, оптовые цены на который практически сравнялись с розничными, а в ряде регионов даже превысили их. Регуляторы настойчиво понуждают производителей нарастить объемы выпуска и поставок топлива по всем каналам сбыта. Но эти действия недостаточно эффективны в условиях действующих налоговой системы, демпфирующего механизма и ценовой конъюнктуры внешнего рынка.
Происходящее сегодня на топливном рынке является системной проблемой и повторяется периодически. Чтобы нормализовать ситуацию и устранить диспаритет, а также исключить возможность для дальнейшего вынужденного роста розничных цен выше уровня инфляции, необходимо решить комплекс вопросов.
В частности, проблему демпфера и системы налогообложения. Нынешние низкие цены на нефть, уровень нетбэка приводят к тому, что маржинальность дохода по переработке бензина является отрицательной. Несмотря на все усилия регуляторов по административному давлению для увеличения производства топлива, они наталкиваются на сопротивление нефтяных компаний, которым такое наращивание невыгодно экономически.
Для решения проблемы необходимо увеличивать производство и объем поставок бензина по всем каналам сбыта — на биржу и на мелком опте. Этим способом можно решить вопрос снижения оптовых цен. Технологический уровень в стране, безусловно, позволяет выполнить эти задачи. Но нельзя забывать, что речь идет о бизнесе. Компании делают то, что им выгодно. Именно поэтому нужно либо менять экономические условия, либо административно заставить их нарастить производство. Инфраструктура позволяет все это сделать, проблема в мотивации.
Кроме того, есть ряд системных проблем, влияющих на уровень цен. Первая - это демпфер. Правительство ввело его как механизм защиты населения от роста мировых цен на нефть. И если топливо на внешнем рынке дороже, чем на внутреннем, государство компенсирует нефтяным компаниям эту разницу. Правда, в конечном итоге за счет налогов граждан!
А вот когда ситуация обратная, и мировые цены на нефть снижены, нефтяные компании сами должны платить в бюджет. Дополнительные расходы они закладывают в цену топлива. Таким образом, население платит при любой конъюнктуре на внешнем рынке! При дорогой нефти мы налогами компенсируем потери нефтяных гигантов. А при дешевой нефти компании за наш счет компенсируют свои убытки. В конечно итоге, демпфер оплачивают автолюбители, транспортные компании, аграрии и т.д.
Вторая системная причина сложившейся ситуации - нововведение правительства в сфере налогообложения отрасли. Так называемый «налоговый маневр в нефтяной отрасли». Он начал действовать с 1 января 2019 г. и рассчитан на шесть лет. В планах правительства внести серьезные изменения в расчет экспортной таможенной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых - НДПИ. Так, планируется постепенно снижать экспортную пошлину сырой нефти до полной отмены и в то же время повышать НДПИ, который уже составляет 30% от стоимости литра топлива! То есть нефтяным компаниям становится еще выгоднее отправлять топливо на экспорт! А чем меньше топлива на внутреннем рынке, тем больше на него спрос, и тем выше цена.
Третья причина высоких цен – это снижение квоты на реализацию топлива на внутреннем рынке через биржу! В текущей олигопольной структуре, когда 90% рынка РФ контролируется пятью компаниями, нормативы по продажам на бирже являются краеугольным камнем. Они влияют на ценообразование и на наличие продукта, потому что монополист, по правилам экономической теории, без влияния регулятора будет делать все, чтобы цены были высокими. Обязательства по продаже являются регулирующим инструментом, без которого не может быть нормального рынка. Регуляторы (Минэнерго, ФАС) частично ограничивают аппетиты нефтяных компаний по экспорту топлива, вынуждая продавать определенный процент на российской бирже. Но он очень мал. А в период пандемии был дополнительно снижен в два раза. Согласно совместному приказу МИНЭНЕРГО и ФАС, с 1 мая по 30 июня нефтяные компании должны были реализовывать на внутреннем рынке только 5% от произведенного топлива. При таких нормативах и сформировавшемся уровне спроса на топливо, дефицита на внутреннем рынке избежать было невозможно.
Несомненно, сыграл свою роль и запрет на импорт в страну дешевого топлива из-за границы. При снижении цены на нефть заметно упала и стоимость импортного продукта. Наши традиционные поставщики Беларусь и Казахстан. Но российские компании не получили доступ к этой продукции, что сформировало дополнительный дефицит и рост цен".
Владимир Смехнов
Новости на Блoкнoт-Воронеж