Почему Воронеж не стал городом-героем
Шесть лет назад нашему городу было присвоено звание «Город воинской славы».
Это стало своего рода уступкой многочисленным требованиям и просьбам, десятилетиями направлявшимся от местных ветеранов и руководителей области в Москву с требованием официально признать вклад Воронежа в победу в Великой Отечественной войне.
В итоге, нам пошли на встречу. Но, надо сказать, даже в этот раз без особенного желания. «Продавить» «Город воинской славы» удалось только после визита в наш город Дмитрия Медведева, который в тот момент вел предвыборную кампанию. Он пообещал поговорить с Путиным. И слово сдержал. После этого всероссийский оргкомитет «Победа» утвердил соответствующее решение.
Почему же так долго нам не удавалось добиться признания? И почему так настойчиво Воронежу в годы СССР отказывали в звании «город-герой»? Об этом 27 марта в рамках проекта «Думские чтения» рассказал воронежским депутатам областной Думы Сергей Филоненко – известный ученый, ректор ВГПУ, подготовивший в 2007-2008 гг. историческую справку, необходимую для присвоения Воронежу звания «Город воинской славы».
Причин было несколько.
1. Политическая. В годы СССР, а точнее правления Леонида Брежнева, когда «города-герои» появлялись одни за другим, только генеральный секретарь ЦК КПСС имел право принимать подобное решение. Он и принимал. Или по тем местам, где сражался сам в годы войны. Или – с подачи членов Политбюро. Третий вариант – инициировать присвоение звания мог кто-то из маршалов Победы – то есть реально воевавший военачальник высочайшего звания.
В Кремле у нас был единственный весомый представитель – Виталий Воротников. Но его веса оказалось достаточно только для Ордена Великой Отечественной войны.
Освободители Воронежа - командующий фронтом Ватутин и армией Черняховский – погибли. Маршалы Жуков и Василевский, координировавшие от Генштаба операцию по освобождению Воронежа, принципиально отказались просить. Жуков вообще не просил ни за кого. А Василевского ничего личного с Воронежем не связывало. Проводивший же Острогожско-Россошанскую операцию генерал Голиков оказался при Брежневе в опале, так как до этого был приближен к Хрущеву.
2. После войны в руки советской разведки попал немецкий доклад на 198 страницах, в котором немецкие офицеры давали характеристику действий областной власти и военных по организации обороны Воронежа, проведению эвакуации и т.д. В 1949 году доклад перевели Сталину и засекретили до 2009 года. Так вот в этом докладе действия воронежского обкома партии и ряда командиров оценены далеко не лестно.
3. На территории Воронежа были разгромлены, в первую очередь, не немцы, а венгры, румыны и итальянцы. В те годы Венгрия и Румыния входили в Варшавский договор и подносились пропагандой как братья по оружию. Лишний раз превозносить подвиг уничтожения 2-й королевской венгерской армии было политически некорректно. И подобные темы старались замалчивать.
Петр КУЗНЕЦОВ
Читать по теме:
Как евреи подвергли немцев "люстрации" в лагере военнопленных под Воронежем
Воронежский писатель обнаружил документ о страшной трагедии 1943 года