Воронеж Четверг, 25 апреля
Общество, 05.10.2021 23:01

Простая станция за полтора века выросла в важнейший ж\д-узел Воронежа

Когда-то оттуда можно было уехать только в четыре населенных пункта, а потом – почти в любую точку России.

Минувшим летом для железной дороги Воронежа состоялось уникальное событие. В торжественной обстановке был открыт ретро-поезд. Он стилизован под XIX век и едет до Рамони через Графскую. Поездка сопровождается экскурсией. То есть, в плане популяризации ж/д-транспорта, развития внутреннего турима это событие является очень и очень важным.

Отправляться ретро-поезд будет с вокзала «Воронеж-1». То есть, как во времена становления железной дороги в нашем городе. В период полуторавековой давности оттуда можно было добраться только до Графской и Рамони, да еще до Козлова (ныне – Мичуринск Тамбовской области), Ростова и Москвы. Затем, правда, география вокзала существенно расширилась.

В одной из книг знаменитого воронежского краеведа Владимира Загоровского написано, что 30 января 1868 года в нашем городе была торжественно открыта новая ж/д-станция. От нее первым отправился пассажирский поезд в Москву. В дальнейшем составы курсировали в наш город из Ростова, Козлова (ныне Мичуринск), Графской, Рамони и других населенных пунктов. Железнодорожная станция представляла из себя двухэтажное строение, где около центрального входа было подобие стоянки для конных экипажей. Учитывая губернский статус Воронежа, объект был довольно оживленным.


Станцию временами ремонтировали, но сносить ее не собирался никто. Это происходило и в дореволюционной России, и во времена прихода к власти большевиков. Не пережило здание железнодорожного узла так называемые «грозовые сороковые».

В 1942-1943 годах во время оккупации Воронежа немецко-фашистскими войсками старое здание станции было взорвано. На исторических фотографиях видно, что в районе нынешнего вокзала и площади Черняховского во время освобождения города стояли противотанковые укрепления с колючей проволокой.


В 1945 году власти приступили к восстановлению Воронежа. Первым делом было решено соорудить временное здание вокзала. Оно стояло в городе почти десять лет, пока, наконец, не была возведена капитальная постройка.

Примечательно, что здание воронежского железнодорожного вокзала проектировал архитектор К.С. Алабян, который параллельно восстанавливал разрушенный Сталинград. По замыслу зодчего появилась постройка, где длина фасада составляла 100 метров. В стены было уложено почти 14 миллионов кирпичей. Внутри же вокзала были стены матового вишневого цвета, своды отделаны лепниной, пилястры – светлым мрамором, а на пути к платформам стояла остекленная арка. На крыше вокзала стояли популярные в советское время образы рабочего и колхозницы, учителя, летчика.


Внутри здания вокзала в 50-е годы XX века стояли также скульптуры Феликса Дзержинского с беспризорником и еще Ленина с солдатом. Памятник вождю мирового пролетариата, к слову, располагался и на площадке напротив обновленного здания вокзала.


В 80-е годы прошлого столетия все перечисленные памятники исчезли. На одноименной площади напротив вокзала в 90-е годы установили монумент генералу Черняховскому, который руководил боями за Воронеж. Эта скульптура была привезена в наш город из литовского Вильнюса.

Сейчас вокзал «Воронеж-1» - это важный транспортный узел города и всего Центрального Черноземья. В него ежедневно приезжают тысячи пассажиров поездов и электричек, люди покидают Воронеж, отправляясь в дорогу с платформ и перронов вокзала.

Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
События: КраеведениеСобытия: ИсторияСобытия: ТранспортОрганизации: вокзалМеста: Железная дорога
2
1