Блокнот
Воронеж
Понедельник, 24 ноября
Экономика, сегодня, 12:19

Пять крупнейших российских банков зарубились с Wildberries и Ozon – что же они не поделили?

Пять крупнейших российских банков зарубились с Wildberries и Ozon – что же они не поделили?

Для коллажа использовалось фото с официального сайта Кремля и фото из соцсетей Татьяны Ким

Публичная борьба между банкирами и владельцами маркетплейсов вбирает в свою орбиту все больше уважаемых людей. И оказываются именитые випы по разные стороны баррикад.

Мегабитва элит берет свое начало из письма глав пяти крупнейших российских банков в Госдуму. Под свитком подписались Герман Греф (Сбер), Андрей Костин (ВТБ), Владимир Верхошинский (Альфа-банк), Станислав Близнюк (Т-Банк) и Сергей Хотимский (Совкомбанк). Лучшие люди страны попросили запретить программы лояльности на маркетплейсах. 

Обоснование нарисовалось следующее:

«Полагаем целесообразным запретить <…> вкладывать средства в снижение цен товаров, распространив запрет как на прямые скидки и акции, так и на косвенные формы финансирования (бонусные программы, возвраты, маркетинговые субсидии). Скидки (акции, иные привилегии) не должны быть связаны с используемым для оплаты электронным средством платежа или банка, его выпустившего».

Иными словами, банкирам не нравится, что WB, Ozon и сотоварищи предоставляют скидки при оплате картами маркетплейсов (WB-кошелек, Ozon-банк) на своих площадках. Ведь комиссия за операцию ускользает от большой пятерки, как песок сквозь пальцы. Такая ситуация видится ими, как антиконкурентная, и характеризуется, как «ценовые манипуляции со стороны системно значимых платформ».

Владелица Wildberries дала банкирам довольно резкую и смелую отповедь.

– Публичная и кулуарная агрессивная позиция крупнейших банков по отношению к скидкам при оплате банками маркетплейсов преследует единственную цель – циничное уничтожение конкурентов. Приведет это только к разгону инфляции, — заявила Татьяна Ким.


И пошло-поехало.

Для начала пятерка банков выпустила второе заявление, уточняющее первое:

«Мы выступаем за скидки на маркетплейсах и удобство оплаты для всех жителей нашей страны. Связывание скидки и цены товара с конкретным платежным инструментом сужает выбор и может вводить людей в заблуждение – клиент должен получать обещанную выгоду в любом удобном ему сценарии оплаты».

За банки, если можно так выразиться, вписались налоговая и Минфин, которые тут же отрапортовали, что готовят «новые меры по контролю за налоговой дисциплиной продавцов на маркетплейсов».

– Есть компании, которые не в полном объеме соблюдают налоговое законодательство, и есть над чем поработать. Особое внимание будет уделено соблюдению контрольно-кассовой дисциплины – это обеспечит полный учет всех торговых операций, – намекнул на светлое будущее маркетплейсов министр финансов Антон Силуанов.


Раз вы, мол, такие дерзкие, давайте к вам попристальнее присмотримся. Позднее подоспела и еще более тяжелая артиллерия – на стороне банков выступила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Эльвира Сахипзадовна без обиняков сходу предложила Минэкономразвитию запретить онлайн-платформам устанавливать разные цены на своих площадках в зависимости от способа оплаты.


Тут бы маркетплейсам и капитулировать, но внезапно заартачилась Госдума. Против запрета скидок высказались беспартийный депутат Ярослав Нилов, справедливороссы Сергей Миронов и Яна Лантратова, а также коммунист Николай Арефьев.

– Понятно, что у банков есть свои коммерческие интересы. Но главнее все-таки интересы граждан – тем более, инициатива появилась накануне новогодних праздников, — подчеркнул Нилов.


Яна Лантратова добавила, что жертвой этой войны банкиров с маркетплейсами станут самые незащищенные слои населения. В целом группа депутатов пришла к выводу, что инициатива банков антирыночна и даже социально опасна.

Потроллить банкиров слетелся на огонек и владелец «Русала», бизнесмен Олег Дерипаска. Он предложил главам банков поменьше хныкать и побольше самим делать скидок для народа.


Фото: скриншот видео Института экономики роста им. П.А. Столыпина

– Наблюдая за схваткой кабальных банков и маркетплейсов, двух разных по типу экономик, хочется сказать банкам: хватит плакаться о скидках, которые дают населению в маркетплейсе, просто дайте скидки на ипотеку, на автомобильный кредит, на лизинг, на всевозможные банковские комиссии и другие свои кабальные продукты – и все клиенты будут ваши, – написал Олег Дерипаска в своем телеграм-канале. – И, кстати, я не вижу ничего плохого в банках маркетплейсов. Просто часть вкладов граждан, а это десятки триллионов рублей, плавно перетекут в эти два банка (OZON и WB), которые будут финансировать производство своих основных поставщиков, ну и, конечно, потребителей. Это, безусловно, будет сильным инструментом в борьбе с инфляцией. И мы, наконец-то, сможем запустить так называемую экономику предложения, о чем президент РФ неоднократно просил кабальные банки.

Впрочем, у Дерипаски с банкирами свои личные счеты, он годами критикует их за высокую ключевую ставку. Вот, например, из последнего (после понижения «ключа» на полпроцента):

– Все плакали… и прохожие тоже плакали… и уличные собаки плакали… и голуби тоже тихо плакали… Радостью переполнялись их маленькие и большие сердца! Ведь в них появилась надежда, что и в ноябре им могут снизить ключевую ставку и, возможно, даже на целые 0,25%!

Среди критиков ЦБ не раз светился и глава фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов, выступивший в этом конфликте на стороне маркетплейсов.

В общем, битва идет жаркая, но пока побеждают банкиры. Ведь Минэкономразвития России уже прорабатывает предложения ЦБ об ограничении возможности маркетплейсов устанавливать скидки на товары, как сообщает ТАСС.  В НИУ ВШЭ уже посчитали, что отмена скидок прибавит к ценникам на маркетплейсах в среднем по 35%.

Александр Ежевский

Новости на Блoкнoт-Воронеж
Вайлдберриз против банковГрефКостинКимНабиуллина
1
2