Воронеж Пятница, 31 января
Общество, сегодня, 12:00

Актер Вячеслав Гардер – о воронежской публике, российском кино и феномене Юры Борисова

Актер Вячеслав Гардер – о воронежской публике, российском кино и феномене Юры Борисова

"Мне нравится, что люди не устают ходить в театр"

Вячеслав, или как его называют все коллеги, Слава Гардер – один из самых ярких актеров нашего города. Но дорога в столицу Черноземья была долгая и интересная. Началась актерская история Славы в Улан-Удэ, когда неподалеку бушевал мудрый и глубокий Байкал. Затем случались разные театры, большие и маленькие. А в 2013-м году Гардер оказался здесь – в Воронежском академическом театре имени Кольцова.

А ведь все могло закончится намного раньше, еще когда Слава штурмовал театральный институт. Если бы его не попросили принести зонтик… Впрочем, обо всем по порядку.



“Блокнот” решил побеседовать с актером и узнать, что он думает про воронежского зрителя, в каком кино любит сниматься, и какая роль зацепила его больше всего.

А также почему советские и современные актеры так отличаются друг от друга, и чем же интересен номинант на “Оскар” Юрий Борисов.

Театр вместо плохой компании

В.Г.: Мы жили с родителями в маленьком поселке Таксимо в республике Бурятия. Это ведь были 90-е, дети были предоставлены сами себе, потому что родители постоянно на работе. Я все время проводил на улице. Не имело значение, какая погода. А ведь это север, бывало и минус 40. Могли даже в лес уйти. В итоге возвращались в мокрых штанах, шапках и т.д.

А моя сестренка ходила в детскую школу искусств, где был открыт актерский класс. Мама решила отвлечь меня от улицы и привела меня туда. Классе в 11 я сказал, что хочу быть актером. Хотя и в театре никогда не был. Подготовили программу, и в середине июня полетели в Улан-Удэ.



– Твоя история поступления – целое приключение. Расскажи, как это было?

В.Г.: Когда мы приехали, оказалось, что все туры уже позади. Завкафедрой говорит, что мы опоздали. Внутри все оборвалось. Я подумал, что все... Ведь больше делать ничего не умею. К тому же мне сказали, что я “бракованный” из-за шрама на губе. Тогда сильнее смотрели на внешность, сейчас, как мне кажется, в театре стали понимать, что нужны разные фактуры. А тогда будто искали стандарт. Мама поменялась в лице. Она повернулась ко мне и сказала, что оставила внизу свой зонт. Я говорю: ”Мама, не надо”. Она повторяет, чтобы принес зонт. Бегу пулей вниз. Возвращаюсь. Там мама тяжело дышит, у нее раздуваются ноздри. А напротив стоит понурый завкафедрой. До сих пор не знаю, что она наговорила, да и мама, наверное, не помнит. В общем, она им объяснила, что они не правы.Так нас отправили попробоваться в театр драмы, который и набирал целевой курс. Но мама поставила условие, если не поступим – буду бухгалтером. Правда не знаю, почему она считала, будто у меня есть к этому способности.



спектакль "Экспонаты", Прокопьевский театр драмы

В.Г.: Как выяснилось, встретил меня мой будущий мастер, худрук …Я начал читать. Позвали даже директора театра. Когда меня наконец допустили до прослушивания, я был готов на все, даже пробовать то, что не умею. Спрашивают: ”Танцуешь русские народные?” Танцую! “На шпагат садишься?” Сажусь! “На руках стоишь?” Стою! Спросили бы, говорю ли я на иностранных языках, ответил бы, что да.






"Лысая певица" Ж. Ионеско, выпускной спектакль курса. Молодежный театр Улан-Удэ

– Это та самая актерская смелость, которая нужна в профессии?

В.Г.: В профессии есть правило – не сдаваться и идти к сверхзадаче. Даже если ты проигрываешь на короткой дистанции, ты можешь победить на длинной.

– Воронежский зритель – какой он?

В.Г.: Он готов к экспериментам. Мне нравится, что здесь люди не устают ходить в театр. Воронежская публика – благодарная. Это даже не про цветы и подарки, а про эмоциональную реакцию. Меня очень трогает, когда зритель в зале замер на секунду и болеет за персонажа. Тогда мы занимаемся одним общим делом. Мне нравится, что молодежи стало ходить много. Растет новый зритель. А взрослая публика немного перестроилась и стала лучше воспринимать современные постановки.



"Дон Кихот", Воронежский академический театр драмы имени Кольцова

– Ты работал в самых разных театрах от крупных до довольно камерных. Помогает ли такое разнообразие актеру?

В.Г.: Просто у меня был такой путь. Кто-то попадает в театр после института и служит в нем всю жизнь. У меня получилось, что после Улан-Удэ я попал в Красноярск, потом 7 лет провел в Прокопьевске. И уже больше 10 лет в Воронеже. Важно, что когда ты приходишь в другой театр, тебе приходится все доказывать заново. Искать пристройки. Меня это подстегивает. К тому же это про поиск нового. В каждом театре – своя история. Например, в Прокопьевске он пошел в один момент по пути новой драмы. Приехал новый худрук и сказал, что работает только с ней. В этом даже есть новая техника игры, мы искали, как звучит речь современного человека, более камерный тип существования.


Спектакль-концерт "Ближе"

Такое кино

– Сейчас часто говорят, что игра советских и современных актеров сильно отличается. С чем это связано, на твой взгляд?

В.Г.: Во-первых, поменялось время. Человек стал другой. Он стал по-другому говорить, относиться к тому, что его окружает. К тому же, в советское время еще были живы ученики Станиславского. Сейчас это чуть дальше. Но основная причина – перемена времени и другая реакция людей. 


фильм "Анжелюс" (12+)

– Ты активно снимаешься в кино, расскажи о своих работах.

В.Г.: Конечно, играть в кино – актерская мечта. Этого хочется. Мне повезло с первой ролью, когда я играл командира браконьеров. Сначала снимали драматическую сцену, потом начался экшн. Привезли реквизитных осетров, вскрыли их, потом зашили внутрь имитацию черной икры. Потом мы снимали сцену с пальбой, где дрались с конкурирующей бандой браконьеров. Это меня впечатлило.



фильм "Земун" (18+)

– Сейчас все говорят про номинанта на “Оскар” и “Золотой глобус” Юру Борисова. Почему, как тебе кажется, он так всех заинтересовал?

В.Г.: Мне он очень нравится! Я его увидел в маленькой роли, даже не помню, где. И отметил, что он очень интересный. И очень простой. Какой-то умеющий удивляться. И он просто хороший актер. Немодный, весь внутри, ищущий. Мне кажется, он не пытается понравиться, а работает на долгую перспективу. Достойный. Даже если он не получит награду.

Конечно, в актерском сообществе его имя было на слуху еще до всех номинаций. Я рад, что оно стало таким вирусным. Вот вам немодный актер, трудолюбивый, интересный и умеющий работать.


– Расскажи, много ли снимают в Воронеже?

В.Г.: Да, авторское кино есть, но хотелось бы еще. Актеры готовы сниматься, нам это интересно. Я знаю, что в других городах страны этого намного больше. Например, режиссёр Виталий Суслин из Нововоронежа. Я играл в его картине “Рапана” (18+). Виталик – большой патриот своей малой родины. Его тянет Воронеж.

– Если бы на землю вдруг прилетели инопланетяне, какой бы фильм ты им в первую очередь посоветовал посмотреть?

В.Г.: Я бы им сказал: ”Посмотрите “Мимино” (16+). Для меня про слезы с улыбкой. Ну или смех со слезами. В детстве крутыми казались зарубежные комедии или боевики. А вот когда я стал старше, посмотрел “Мимино”. И он мне так понравился! Пересматриваю где-то раз в год. Почему? Он про человека, который думает, что настоящее где-то там, а не здесь. И вот-вот наступит лучшее время, когда меня поймут. А на самом деле вот оно, прямо сейчас. И в картине есть доброта. Меня греет этот фильм.

   – Какие российские картины впечатлили тебя за последние годы?

В.Г.: Я смотрю много. Считаю, для актера это важно и нужно. Понимать, как сейчас работают коллеги в кадре. Последнее время стараюсь смотреть что-то наше. Делают много крутых сериалов. Мне понравился “Топи” (18+). Еще “Ваш честь” (+18), он необычный и сделан будто по канонам Голливуда, но чувствуешь, что это наше. Там все органично. Понравился “Псих” (18+) с Константином Богомоловым. Я видел “Эпидемию (18+)”, и первый, и второй сезон. Он очень хорошо сделан. Хотя я рад, что посмотрел его, когда пошла на спад пандемия, иначе был бы в панике.



Спектакль-концерт "Ближе", Воронежский академический театр драмы имени Кольцова

– Если у тебя актерские любимчики на большой экране?

В.Г.: Дэниел Дей Льюис, пожалуй, про него многие говорят. Хоакин Феникс. Его я приметил еще в “Гладиаторе” (18+) и понял, что он крутой. Из наших мне нравится Александр Яценко, который сыграл главную роль в “Аритмии” (18+). Еще младший Янковский, хотя про него разное говорят. Но на него смотришь, и видно, что внутри идет процесс.

– Какая актерская работа больше всего тебя зацепила эмоционально?

В.Г.: Может быть, из-за того, что это было в самом начале карьеры, но я часто вспоминаю спектакль “Преступление и наказание” 2007-го года с Ольгой Ольшанской. Эта работа мне очень дорога. Изначально меня не распределили на Раскольникова, это появилось в процессе. Во время подготовки у режиссера вся задумка поменялась. Осталось всего три персонажа, хотя изначально собрали человек 10-15. Вначале мы вместе читали роман, говорили, какой из себя Петербург, обсуждали Достоевского. У режиссера был именно тот подход, которому нас учили в институте. Мы даже поехали в Новокузнецк, где расположен музей Достоевского. Так я понял, что даже за пару месяцев постановочного периода можно успеть очень и очень многое.

  – Идеальный театр и идеальный спектакль как явления. Какие они для тебя?

В.Г.: Спектакль – тот, в котором ты и все твои коллеги (включая цеха) ждут этой работы. Приходят и любят свое дело. Относятся с уважением к чужому труду. Когда у тебя в спектакле есть любимый момент, который ты всегда смотришь за кулисами. Это про любовь и уважение друг к другу.

Кадры: архив театра драмы имени Кольцова /фотограф Алексей Асретдинов.

Екатерина Кочетова



Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Лица нашего города  
0
0