Воронеж Пятница, 19 апреля
Общество, 13.05.2014 08:50

Требования к оценке условий труда

Требования к оценке условий труда

Согласно ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда в силу ст. 210 Трудового кодекса РФ является установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда. Соответствующий порядок установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ О специальной оценке условий труда, вступившим в силу с 01.01.2014 (далее – Закон).


В трудовом законодательстве ранее существовала система аттестации рабочих мест по условиям труда. По сути, с 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда (далее – спецоценка). Согласно Закону спецоценка проводится в соответствии с утвержденной методикой. Данная методика утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 №33н. Спецоценка включает мероприятия, направленные на выявление на рабочих местах потенциально опасных и вредных факторов и определение уровня их воздействия на работников. По итогам ее проведения устанавливается соответствующий класс (подкласс) условий труда. Спецоценке подлежат все рабочие места. Однако в отношении условий труда надомных и дистанционных работников, а также работников, занятых у физических лиц, которые не являются предпринимателями, она проводиться не должна. Порядок проведения спецоценки во многом аналогичен порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Вместе с тем добавляется новый этап - идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Последнюю должен осуществлять эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации утверждает комиссия, включающая представителей работодателя и выборного органа работников. Существенным нововведением является установление в ст. 14 указанного Закона классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). В данной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).


Согласно ч. 2 ст. 8 Закона спецоценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.
Еще одной новеллой стала возможность декларировать соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 11 Закона). Речь идет о тех рабочих местах, на которых не выявлены вредные и опасные факторы. Фактически декларирование заменило сертификацию организации работы по охране труда. Декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда работодатели могут подавать в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения. Она будет действительна пять лет и может быть автоматически продлена на тот же срок, если за указанный период на соответствующих рабочих местах не зафиксировано несчастных случаев и профзаболеваний. Если же эти события произойдут, действие декларации прекратится, а в отношении таких рабочих мест должна быть проведена внеплановая спецоценка. Если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация, то по общему правилу ее результаты действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. В этот период спецоценку проводить необязательно, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Закона).

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
0