Тюрьма в центре Воронежа – наследие прошлого, от которого избавляться можно и нужно
Читайте также:
- Фальшфасадом закроют аварийное здание будущего воронежского представительства в Москве (вчера, 21:01)
- Около полумиллиона избирательных кампаний пройдут в 2025 году в Воронежской области (вчера, 20:01)
- Аренда «однушки» в Воронеже за год подорожала на 19%: сколько теперь стоит снять жилье? (вчера, 19:00)
Воронежская ИК №2 была построена в 1857 году за Ямской слободой, которая тогда считалась пригородом. Сейчас она расположена на улице 3-го Интернационала, что безо всяких натяжек является центром города. Проходя мимо, смотреть даже просто туда, поверх «колючки», согласитесь, жутковато. Не очень-то эстетичное место само по себе, а как представишь, что там за стенами, становится не по себе.
Раньше воронежская тюрьма находилась в районе нынешней площади Детей, но она была в жутком состоянии, что отметил в своём журнале после визита в наш город царь Николай I:
- Воронежский острог хотя обнесен довольно порядочной каменной стеной, но внутреннее строение отменно худо содержится: нечистота страшная и вообще великий беспорядок.
Так 167 лет назад и появилось у местных бандитов да жуликов новое пристанище. Прошло более полутора веков, и можно только догадываться, как изменились за это время условия пребывания в этом месте.
808 заключённых – столько на данный момент вмещает колония. Можно и пошутить по этому поводу: люди годами копят на жильё, чтобы купить комнатушку где-нибудь в Коминтерновском районе или Шилово, а тут преступники живут в самом центре миллионного города.
Шутки – шутками, но не раз и не два чиновники разного уровня заявляли, что пришла пора переносить исправительные учреждения из пределов города на окраину, а то и за границы населённого пункта. Нет смысла иметь здания такого характера там, где можно сооружать новую, функциональную, живую инфраструктуру, которая действительно будет способствовать развитию городов в социальном, культурном, экономическом плане.
В Воронеже тоже такой разговор заходил не единожды.
В марте 2013 года губернатор Алексей Гордеев с встречался с замдиректора ФСИН России Владиславом Цатуровым и обсуждал вопрос о перенесении исправительной колонии №2 за пределы Воронежа.
Естественно, речь зашла об инвесторе, который сможет запустить столь дорогой процесс, но, судя по всему, желающих взяться за такой масштабный проект не нашлось.
Но важно то, что представители региона и службы исполнения наказаний в принципе заговорили на эту тему.
Через пять лет уже председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Михаил Федотов предложил воронежским властям подумать над тем, чтобы устаревшее здание тюрьмы заменить на новое учреждение в месте, которое позволит построить колонию, отвечающую современным требованиям содержания заключённых.
- Есть смысл найти решение такое, чтобы из города и СИЗО, и вот эту колонию убрать. Должны быть построены нормальные современные корпуса для этих учреждений, где будут обеспечены нормальные условия жизни для сидельцев - сказал Михаил Александрович.
Все эти заявления до сих пор не теряют актуальности, ведь воз, как говорится, и ныне там.
В последние годы эта тема приобрела новую жизнь, причём не на уровне слов и предположений, а во вполне реальных действиях. Пока, к сожалению, не в Воронеже. Но зато примеры такие, которые внушают оптимизм.
Самый главный из них, конечно же, знаменитые питерские «Кресты». Огромная, старая тюрьма, в которой сидели Троцкий, Набоков и Бродский, казалось, незыблема. Однако сначала возникла идея, а за ней проект, и волевым решением, ценой тяжелейшей логистической работы, ФСИН создал в питерском Колпино самый большой тюремный комплекс в Европе на 4 тысячи мест – «Кресты-2».
Сначала власти Санкт-Петербурга анонсировали было создание на месте легендарных застенков общественного арт-пространства, но что-то пошло не так, ФСИН замялся, и исторические здания с 2017 года только лишь разрушаются.
Зато создан важнейший, ценнейший прецедент – многочисленные слова руководителей Министерства юстиции о глобальных изменениях в материальной инфраструктуре наконец обрели осязаемую реализацию. Начало положено!
Зато обрёл свою вторую жизнь знаменитый Тобольский централ, в стенах которого содержались Фёдор Достоевский, литературный критик Николай Чернышевский, а в советское время знаменитый Дед Хасан (Аслан Усоян).
Являясь архитектурным памятником федерального значения, этот комплекс в 2013 году сохранил своё лицо, но изменил назначение. Теперь здесь располагается учреждение культуры «Тюремный замок». Объект пользуется бешеной популярностью. В течение года музей посещает более 80 тысяч человек, а чтобы попасть в гостиницу, устроенную в бывшем карцерном блоке, очередь – на месяцы вперёд!
Дальше – больше. В начале этого года комиссия по законопроектной деятельности правительства РФ утвердила предложения Минюста о внесении изменений в уголовно-исполнительную систему, включая создание учреждений объединенного типа (УОТ). В них будут функционировать исправительные колонии с различными режимами содержания, участки-тюрьмы, следственные изоляторы, судебные залы и другое.
Первое такое учреждение появится в Калужской области. Оно сможет вмещать 3000 заключенных и заменит старую тюрьму, расположенную в черте города. В проект вложат 12 миллиардов рублей. Дорого? Всё относительно. Такие изменения в муниципальной инфраструктуре позволят городу развиваться, получать дополнительные места для созидательной жизнедеятельности калужан и, конечно, привлекут инвесторов, средства, новые возможности.
Есть и ещё одна важная деталь. В «казённых домах» старой постройки крайне сложно соблюдать санитарно-гигиенические требования содержания заключённых. Туберкулёз, хоть и не лютует так, как в середине девяностых, но по-прежнему остаётся большой проблемой для системы. Неудивительно – в древних зданиях, где зачастую содержится больше сидельцев, чем положено нормами, не самая лучшая вентиляция. Идеальная среда для распространения самых разных болезней, а уж туберкулёз ходит в таких местах по людям, как у себя дома.
И относительно недавно (в июле 2022 года) «Вести Воронеж» писали о том, что начальник управления исполнения приговоров и специального учёта ФСИН РФ Игорь Вединяпин заявил о переполненности четверти российских СИЗО, и среди проблемных городов был назван Воронеж.
Смело можно сказать, что перенос тюрем за пределы города – давно назревший, неизбежный и важнейший тренд в сфере службы исполнения наказаний, такие решения уже приняты и реализуются в Южно-Сахалинске, Хабаровске, Владивостоке, Петрозаводске и других городах.
Понятное дело, что для того, чтобы осуществлять столь масштабные проекты, одного желания городских и региональных властей мало. Тут должны совпасть многие факторы, устремления и возможности не одного министерства, социально-политическая обстановка в стране. Но без стремления людей на местах смотреть в будущее, думать о том, как найти место для шага вперёд, дело с мёртвой точки не сдвинется даже при самых благоприятных обстоятельствах. Поэтому будем надеяться, что и в нашем любимом Воронеже все паззлы, позволяющие создавать красивый, привлекательный, сильный во всех отношениях город, сойдутся и в этом направлении.
Федор Савельев
Новости на Блoкнoт-Воронеж