Воронеж Среда, 27 ноября
Общество, 24.12.2019 21:00

Уголовное дело Сухачевой, цензура Бычкова и «Русское лето»: итоги 2019 года в культуре

Платоновский фестиваль в Воронеже постепенно деградирует, происходят скандалы, и в них участвуют одни и те же лица.

В начале текущего месяца в столице Черноземья проходил первый форум культурных инициатив «Воронежский арт». Организаторами меропритяия и последующей конференции выступали ВРКПОО «Наша история», Социологическая лаборатория ВГТУ и региональное отделение общественного движения «Волонтеры Культуры». Форум был посвящен формированию региональных брендов в сфере культуры, а также созданию сотрудничества культурной политики и волонтеров. На открытии форума громкое заявление сделал глава УРП правительства Воронежской области Александр Холод.

- Воронеж станет не только сердцем Черноземья, но и России. В культурном плане Воронеж будет значить ничуть не меньше, чем Санкт-Петербург – поделился планами Александр Холод.

калч.jpg

Александр Холод выступает на форуме

Такое заявление чиновника, естественно, обнадежило многих местных жителей. В культурном отношении столица Черноземья начала расцветать, как замечали многие эксперты, только с уходом губернатора Владимира Кулакова (тогда в этом плане было все довольно печально). Сменивший его на посту Алексей Гордеев вместе со своей женой Татьяной стал открывать множество интересных фестивалей, ремонтировать и строить театры, инициировать проведение разнообразных выставок, концертов и творческих встреч. До сих пор воронежцы посещают созданные при Гордееве Платоновфест и Маршакфест, видят реконструированный театр драмы имени Кольцова и построенный Камерный театр на улице Карла Маркса.

Однако с уходом Алексея Васильевича культурная слава столицы Черноземья стала постепенно затухать. Да что там — в этой сфере разразилось множество громких скандалов. Поэтому, заявления главы УРП Александра Холода о том, что Воронеж в культурном плане будет не менее значимым, чем Санкт-Петербург, выглядят довольно самонадеянными.

Предлагаем читателям вспомнить, что происходило в Воронеже в уходящем 2019 году в сфере культуры.

Уголовное дело и отставка Сухачевой

Самое громкое событие в сфере воронежской культуры состоялось минувшим летом. Связано оно было с высшим чиновничеством региона. Предшествовала этому событию отставка руководителя департамента культуры Эмилии Сухачевой. Официальная версия гласила, что эта государственная служащая покинула свой пост по собственному желанию. Сухачева руководила культурным департаментом с 2015 года. За четыре года происходило множество разных громких историй, и к чиновнице было много нареканий. Однако Сухачевой удавалось сохранить пост. Источники в областном правительстве говорили даже, что главе ведомства помогают какие-то колдовские чары.

калч1.jpg

Эмилия Сухачева

Но вот, отставка свершилась. А через две недели «Блокнот Воронеж» опубликовал новость о том, что в отношении Эмилии Сухачевой было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в крупном размере»). Силовики заподозрили чиновницу в похищении денежных средств (не менее 500 тыс рублей), выделенных на проведение в 2019 году одного из мероприятий. Сделала это Сухачева якобы при участии 39-летнего родственника, его 48-летнего знакомого и иных неустановленных лиц. Организацией события, на которое выделялись деньги, занималась именно Эмилия Александровна.

По информации «Блокнот Воронеж», речь идет об одном из мероприятий Международного Платоновского фестиваля искусств. Инсайдеры отмечали, что в рамках этого феста есть много событий, которые напрямую к нему не относятся, и, скорее всего, уголовное дело касается именно одного из них.

Дело Сухачевой правоохранители расследуют до сих пор. Силовики особо подчеркивали, что основанием для уголовного преследования чиновницы стали нарушения в ее деятельности, выявленные «при активном содействии» управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений правительства Воронежской области (рук. Анатолий Акименко).

Кстати, еще в 2018 году Эмилия Сухачева остро конфликтовала с художественным руководителем Платоновфеста и главой Камерного театра Михаилом Бычковым. Этого деятеля называют культуртрегером всего воронежского региона. На закрытии Платоновфеста Сухачева раскритиковала его программу. Это вызвало ответ Бычкова, который заявил о цензуре (едва ли не новом 37-м, ей Богу).

калч2.jpg

Сухачева критикует программу Платоновфеста в 2018 году

– Культурой региона занимаются люди, которые не заинтересованы в реальном развитии культуры и искусства в области, – рассказывал Бычков по итогам прежнего фестиваля. – Вся деятельность департамента сегодня сводится к тому, чтобы выполнить протокольное поручение и заслужить поощрение руководства.

калч4.jpg

Михаил Бычков

О том, как за этот год прославился глава Камерного театра, мы расскажем в следующей главе.

Ситуация с Донбассом и плакатом Платоновфеста

В уходящий период Бычков попадал в поле зрения общественности, постоянно с кем-то споря, говоря о цензуре, о едва ли не репрессиях. Когда же с поста руководителя департамента культуры постепенно стали провожать Сухачеву, то именно главному режиссеру Камерного театра стали прочить ее кресло. Однако Бычков отнесся к этому скептически. Он заявил, что подобное место ему якобы не нужно.

- Если бы меня привлекала карьера чиновника, я бы попробовал себя на этом поприще значительно раньше, – комментировал в этом году Михаил Бычков. – Вы ничего не понимаете в моих мотивах, приоритетах, ценностях. Все ваши рассуждения крутятся вокруг денег и власти.

калч3.jpg

То есть, Бычков дал понять, что чиновничья работа (а она накладывает определенные ограничения на то, что можно говорить, а, что нельзя) его нисколько не прельщает. Быть может такая позиция у культутрегера сложилась, поскольку он-то, как раз, постоянно высказывает свою позицию по тем или иным вопросом. Чего стоит в уходящий период конфликт с худруком МХАТ им. Горького и бывшим ректором Воронежской государственной академии искусств Эдуардом Бояковым.

А все началось с интервью писателя Захара Прилепина, в котором тот рассказал об участии своего батальона в конфликте на Донбассе. Эдуард Бояков обратил внимание, что «свободолюбивое екатеринбургское медиа» Znak.com подчеркнуло именно то, что Прилепин «похвастался полным беспределом». В беседе с журналистом Алексеем Пивоваровым писатель заявил, что на счету его подразделения больше всего убийств.

калч5.jpg

Михаил Бычков поделился в Facebook «знаковским» роликом с интервью Захара Прилепина со словами: «Я тоже поделюсь. Говорят, скоро этот человек приедет в Воронеж» (в этом году писатель в нашем городе впервые организовал фестиваль «Русское лето»). В словах главного режиссера Камерного театра Эдуард Бояков усмотрел определенную негативную оценку.

- Михаил Владимирович, кажется, Захар Прилепин собирался в Воронеже фестиваль проводить. Вы испугались, что вашему тамошнему монополизму и исключительному статусу может что-то помешать? – задал вопрос Бояков. – Или вы возмущены, что Захар русских людей защищал на Донбассе? Так приезжайте в Москву, помитингуйте здесь, на Сахарова давеча много было украинских флагов. Или в органы обратитесь с требованием не пускать Прилепина в Воронеж. Слабо? Но это риторический, конечно, вопрос. Какие же эти люди хитрые и... как бы помягче... чужие…

калч6.jpg

Еще Бычков в уходящем году обижался на антимонопольную службу за «гордость Воронежа». Все дело в плакате на проспекте Революции, который потребовала убрать региональная УФАС. На баннере было написано: «Платоновский фестиваль — гордость Воронежа». Сам Бычков в своем Facebook стал сводить все к тому, что антимонопольщики велели дирекции признать правоту тезиса на плакате. Баннер был признан рекламой, а, следовательно, он должен соответствовать необходимому регламенту.

- Давайте украшать город китайской новогодней мишурой, разноцветной плиткой, рекламой поп-исполнителей и антреприз. Платоновский фестиваль — не гордость Воронежа, - писал обиженный Бычков.

калч7.jpg

Однако на возмущение немедленно отреагировали антимонопольщики. Замруковдителя УФАС по Воронежской области Виталий Попов ясно дал понять, насколько лукавит культурный деятель.

- Михаил Бычков свел все к спору о том, является ли Платоновский фестиваль гордостью Воронежа или нет. Но это побочный вопрос. Плакат демонтировали потому, что он год размещался без документов и без оплаты в бюджет. Так что главный вопрос тут абсолютно не к господину Бычкову, а к мэрии Воронежа и ДИЗО Воронежской области. Почему реклама коммерческого предприятия размещена без документов? - осек возмущающегося Бычкова антимонопольщик Виталий Попов.

Цензура на Платоновском фестивале

Как мы уже написали выше, еще в прошлом году Бычков конфликтовал с Сухачевой по поводу Платоновфеста. Теперь уже экс-чиновница критиковала программу мероприятия, а худрук стал кричать о цензуре. Но вот, в 2019 году наступил IX Платоновфест, и эти мысли куда-то улетучились. Оказывается, что «стрелочка не поворачивается», как говорят в Интернете. То есть, то, против чего выступал Михаил Бычков, бросая вызов департаменту культуры и Эмилии Сухачевой, им же и было успешно реализовано.

Цензура, которую он постарался отогнать от себя, оказалась бумерангом и ударила по имиджу пропагандировавшего свободу творчества Международного Платоновского фестиваля искусств.

калч9.jpg

Постановка на Платоновском фестивале в 2019 году

Речь о проблемах с журналистской аккредитацией на посещение главного культурного события Воронежской области. Сначала о допуске для избранных сообщил главный редактор портала «Культура ВРН», журналистам которого отказали в посещении Платоновфеста. Затем аккредитацию не дали сотрудникам воронежского «Московского комсомольца». Издание заявило двух журналистов, но дирекция Платоновфеста одобрила только одну кандидатуру.

Гордеев и Бычков.jpg

Бычков с прежним губернатором Алексеем Гордеевым

Вообще, о проблемах мероприятия стало известно еще в мае. И связаны они были не столько с самоуправством Михаила Бычкова, сколько с деньгами. Эмилия Сухачева в конце мая говорила губернатору Гусеву о нехватке финансирования фестиваля. Оказалось, что поступления от спонсоров в бюджет Платоновфеста значительно уменьшились по сравнению с прошлым годом: дефицит по статье «спонсорские поступления» и от продажи билетов (на тот момент было продано 75%) составлял 23,5 млн рублей.

Общий же бюджет Платоновфеста-2019 составил 105,4 млн рублей, солидная часть из которых — это средства областного и городского бюджетов.

калч10.jpg

Губернатор на открытии IX Платоновфеста

2020 год для Международного Платоновского фестиваля искусств станет юбилейным. По идее, десятый Платоновфест должен быть самым грандиозным за все эти годы. Однако сложившиеся тенденции заставляют с тревогой смотреть на судьбу важнейшего культурного события в регионе, как нередко называет его губернатор Александр Гусев.

Ситуация с юбилеем Сталина

Под занавес уходящего года в Воронеже разразился скандал, связанный с празднованием 140-летия со дня рождения Иосифа Сталина. И в нем опять же принял участие местный культуртрегер Михаил Бычков с его сторонниками из среды театрал-либералов. Представители местной КПРФ планировали отметить юбилей «Великого кормчего» 20 декабря в Доме актера. Однако подобные планы вызвали возмущение ряда культурных деятелей. Разгорелась нешуточная дискуссия в Интернете. Последствия же ее сбыли такими, что коммунистам в намерении отметить день рождения вождя отказывали от учреждения к учреждению.

калч11.jpg

Такие баннеры развесили в Воронеже к юбилею Сталина

В частности, руководитель театрального центра «Никитинский» Борис Алексеев инициировал сбор подписей за то, чтобы Дом актера не принимал у себя защитников мирового пролетариата. Его активно поддержал коллега по театральному цеху Михаил Бычков. Развернулась дискуссия, и в итоге Дом актера отказал коммунистам в праздновании.

калч12.jpg

Тогда представители КПРФ собрались устроить торжества в Воронежском театре оперы и балета. Но это учреждение ответило «красным» отказом без объяснения причин. Затем в планах коммунистов возник Воронежский университет инженерных технологий. Однако в этому вузу пришло письмо из Минобрнауки с требованием не пускать к себе последователей заветов Ильича. В итоге свои двери коммунистам распахнул ДК Карла Маркса. А это учреждение, что примечательно, находится рядом с театральным центром «Никитинский» Бориса Алексеева.

- Они получили мазохизм, будем рядышком, - говорил на пресс-конференции второй секретарь обкома КПРФ Андрей Рогатнев.

калч13.jpg

Борис Алексеев

С проведения торжеств в своем Facebook опубликовал снимок депутат городской Думы Андрей Померанцев. На фото коммунист стоит рядом с шестью своими соратниками. На фоне них видна новогодняя елка, а также баннер с портретом Сталина. На плакате написана известная цитата вождя: «Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора. Но ветер истории безжалостно развеет ее».

- Празднование юбилея Иосифа Виссарионовича все-таки состоялось в знаменитой «Карлуше» (в прошлом ДК «Карла Маркса», нынче клуб – «Железнодорожников»)! Бычкову и прочим пуделям УРП привет! – подписал свой снимок депутат от КПРФ Андрей Померанцев.

калч14.jpg

Ремонт Оперы, «Русское лето» и звезды мирового уровня

Примечательно, что многие скандалы и негативные моменты в сфере воронежской культуры так или иначе происходили с участием Михаила Бычкова. Тот же фестиваль «Русское лето», против которого выступал культуртрегер, прошел не при его участии. И это мероприятие, надо сказать, удалось у организатора - писателя Захара Прилепина, на славу. «Русское лето» развернулось с 14 по 15 сентября в Центральном парке и собрало 40 тыс человек.

На фестивале работали различные тематические площадки.

калч15.jpg

Фестиваль «Русское лето»

- Наша цель - показать, что называется, глубинный русский народ – каким он был. Такое погружение мы осуществим с помощью реконструкторов, историков и фольклорных коллективов. Картины прошлого интересны и сами по себе, кроме того, они показывают, как формировался национальный характер, как появлялись наши песни, как развивалось воинское искусство, как менялся быт, как сформировалось то, что сейчас мы именуется духовными скрепами – и над чем досужие люди любят иронизировать, - говорил Захар Прилепин в интервью «Блокнот Воронеж».

калч16.jpg

Да и власти начали постепенно улучшать облик культурных учреждений города. К примеру, была перекрыта крыша Воронежского театра оперы и балета. На эти цели потратили 3,6 млн рублей. Фирма «Портал 1» демонтировала старую кровлю театра. Затем на площади 1,43 тыс квадратных метров была постелена новая оцинкованная крыша. На металлические огрунтованные поверхности нанесли огнезащитную краску, поставили перила и сменили обделки из листовой стали.

калч17.jpg

Воронежский театр оперы и балета

Ну, а, если взять массовую культуру, то в ней в 2019 году тоже были свои успехи. В Воронеж стало реально больше приезжать звезд мирового и всероссийского уровней. На главной концертной площадке сити-парка «Град» Event-Hall в уходящий период выступали Ольга Бузова, Lara Fabian, Evanescence. Старые немецкие рокеры из The Scorpions покорили воронежцев в ДС «Юбилейный», а их земляки из Oomph! - в клубе Palazzo (расположен в ДК Коминтерна).

калч18.jpg

Концерт The Scorpions

То есть, в сфере воронежской культуры были и свои позитивные моменты.

Комментарий специалиста

калч19.jpg

Свой анализ в сфере воронежской культуры в уходящем 2019 году дал заместитель главного редактора «Культура ВРН» Юрий Данилов:

- Слушая победные фанфары по случаю окончания Года театра, недоумеваешь: что с этими людьми? Они хвалят сами себя и друг друга, рапортуют об успехах. Это что – ритуальное умолчание, корпоративный сговор, утрата профессиональных навыков и критериев, отсутствие совести? Разве они не знают, что успехи если есть, то прошлых лет, а нынешний год удручил чередой в лучшем случае средних постановок, а в худшем – откровенно провальных? Не видят, что театр на глазах превращается в совершенно ненужный, но дорогой инструмент самовыражения для людей, которые либо вчера были режиссёрами, либо так ими и не стали?

Проблема в том, что творческий процесс всё активнее подменяется процессом освоения бюджетов. Конвенциональное захваливание, подавление принципиальной, не ангажированной критики стали распространённой практикой. Деятели, захватившие командные высоты в театре, довольно жёстко реагируют на малейшую критику. И их можно понять – негативная оценка угрожает их финансовому благополучию, а кто же позволит залезать к себе в карман? Клановая система, фаворитизм привели к тому, что в Воронеже остался только один театральный режиссёр, за творчеством которого интересно следить. Но у него нет собственного театра, нет финансовых ресурсов для полновесного воплощения своих замыслов. Это – Александр Сидоренко, которого упорно «не замечают» руководители культуры.

Кривая система координат охватывает не один только театр, но и другие сферы.  У нас упорно не замечают деградации некогда главного культурного события Черноземья – Платоновского фестиваля. По мере того, как он становится всё более затратным, Платоновфест превращается в удовольствие для узкого круга приближённых. Огромные бюджетные деньги сгорают за десять дней к вящей радости приезжих и местных деятелей, а воронежская культура остаётся всё в той же пятой точке. Фестивальная модель оказалась привлекательной для людей, умеющих конвертировать свой талант и известность в дензнаки – и теперь фестивали множатся, как грибы после дождя. Щедро финансируются совсем уже халтурные проекты.

В культуре развивается кризис, которого не желают замечать, потому что это некомфортно для тех, кто удачно встроен в систему.

Да, были в этом году достижения в изобразительном искусстве, музыке, фольклоре, да и на театре, но они остались на периферии внимания и финансирования. Изменить бы эти порочные правила игры, да некому.

Подготовил Илья Ершов




Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Итоги 2019 года Воронеж  
События: КультураСобытия: итоги годаМеста: Воронеж
2
0