Расследование: как чиновники и олигархи-строители давили Воронежский кадетский корпус
Два года назад Воронежский Великого Князя Михаила Павловича кадетский корпус стал фигурировать в СМИ, как учебное заведение, где подростки подвергаются сексуальному насилию. Пятно на репутации, казалось, заслонило всю славную историю корпуса - одного из лучших в системе военного образования в России.
Гость программы «Политика с лихом» - бывший директор кадетского корпуса Александр Голомедов убеждён, что история о насилии над подростком была намеренно информационно раздута. В интересах конкретных воронежских чиновников и олигархической верхушки строительного клана кадетский корпус был назначен изгоем, а его директор «уволен по статье». Журналист «Блокнот Воронеж» сделал попытку исследовать щекотливую ситуацию и внести свою лепту в возвращение доброго имени воронежским кадетам. Разговор с Александром Голомедовым занял не менее часа, притом, что Ютуб «Блокнот Воронеж» поддерживает не более 15 минут видео. Однако самые острые и актуальные моменты вошли в передачу.
Напомним, что идея об основании в Воронеже кадетского корпуса возникла в начале 19 века. Император Александр I рекомендовал губернаторам предложить дворянству принять добровольное участие в расходах по устройству училища. В 1836 году отставной генерал-майор, участник войны 1812-1814 годов, бывший командир Нижегородского драгунского полка Николай Дмитриевич Чертков пожертвовал на открытие корпуса все свое состояние, в размере 2-х миллионов рублей со специальною целью учреждения в Воронеже кадетского корпуса. В ходатайстве к государю дворянин Чертков просил, чтобы кадетский корпус не был назван его именем, дабы имя его не «стало наравне с великими именами императоров Петра, Павла и Александра», а получил название «Михайловского», в честь Великого Князя Михаила Павловича.
История корпуса прервалась после 1917 года и продолжилась в 90-е, благодаря группе энтузиастов, в которую входили историки и офицеры ВС РФ. 3 ноября 1993 года корпус прошел государственную регистрацию. Возглавил корпус неформальный руководитель инициативной группы А.И. Голомёдов. Разрешение на название, в соответствии с существующем законодательством, так как корпус брал имя исторического лица, дала дочь последнего Главного начальника ВУЗ Великого Князя Константина Константиновича (Романова), княжна Вера Константиновна, в то время проживавшая в Нью-Йорке в Толстовском фонде.
Воронежский Вел. Кн. Михаила Павловича кадетский корпус стал учебным заведением, широко известным как в России, так и за границей. Было сделано 17 выпусков, причём, абсолютное большинство выпускников (до 86%) поступает в военные ВУЗы, около 250 кадет-михайловцев проходят службу в ВС РФ и в других силовых ведомствах на офицерских должностях. Также выпускники корпуса обучаются в различных военных ВУЗах от Московского Общевойскового Командного Военного училища до Военно-Медицинской академии.
В 2007 году корпус принял здание бывшего интерната №2 Воронежа и тем самым, по выражению Александра Голомедова, перешёл дорогу «большим людям». Систематически на территории, закрепленную за кадетским корпусом стали приходить «группы лиц, которые фотографировали ее и делали какие то замеры». Это были представители различных строительных организаций. В 2010 году один из заместителей ООО «ДСК» прямо заявил: «Куда вы денетесь, все равно заберем эту территорию».
Параллельно департаментом образования и лично его руководителем Олегом Мосоловым принижались и замалчивались реальные достижения корпуса. В передаче приводятся конкретные примеры.
Как ни омерзительно это прозвучит, инцидент в кадетском корпусе 2014 года, был, по впечатлению Александра Голомедова, воспринят в профильном департаменте как подарок. Сразу после увольнения из кабинета господина Мосолова экс-директор выходил в сопровождении следователей, которые, как рассказывает наш гость, словно ждали знака чиновника.
Заметим, что ещё в 2013 году Голомёдову было предложено уйти с должности директора, но он отказался. Тогда ему буквально был навязан по «звонку» из департамента заместитель по воспитательной работе. Заместитель директора фактически развалил всю воспитательную работу в корпусе, так как никогда не был связан с воспитательной работой. Соответственно упал контроль за кадетами и воспитателями, не выполнялся функционал по воспитательной работе. Директору приходилось работать и за себя и за своего заместителя. Попытки директора уволить его в феврале 2014 года закончились восстановлением зама на работе, с мотивировкой «нас устраивает, как работает ваш заместитель».
Вскоре в корпусе произошла беда.
- В отношении меня было возбуждено уголовное дело по статье «Халатность», - рассказывает Александр Голомедов. - Меня обвинили в том, что я не обратился в правоохранительные органы, якобы зная, о насилии над воспитанником, и не предпринял никаких мер по его предотвращению. Ну, во-первых, в суде так и не было ничего доказано. Суд шёл более года. Следствие представило 68 «свидетелей» со своей стороны. И ни один из них эту версию не подтвердил. Среди них были и такие, которые ушли из корпуса еще года за два до означенных событий… В основном, вся эта «массовка» на вопросы следствия отвечала: «Ничего не видел, не знаю», «Ходили какие-то слухи, но не более». Потом в деле появился документ, который должен был доказать мою осведомленность и вину. Но, и он этого не доказал. Огромные нарушения при проведении обыска, указанные нашими свидетелями, при котором якобы появился этот документ, суд почему-то отклонил… Но, дело даже не в суде! Меня просто надо было убрать. Как иначе объяснить, стремление перевести корпус в другое место, абсолютно не приспособленное к размещению в нем такого типа военизированного учебного заведения? Только попыткой там снизить его статус и потихоньку свести на «нет». При мне этого сделать не удалось. Заинтересованные в уничтожении корпуса и захвате земельного участка лица прекрасно понимали, что я бы упорно сопротивлялся этому.
Одновременно началось принижение внутренней духовной жизни Михайловского кадетского корпуса. Новым директором было заявлено, что форма одежды будет меняться (как будто это карнавальный костюм, а не предками переданные символы воинской чести), священнику корпуса было сказано, что он не впишется в концепцию воспитательной работы корпуса. Из образовательной программы убраны Закон Божий (Основы Православной культуры) и история армии и кадетских корпусов.
- Сейчас кадетский корпус попросту разваливается, - считает Александр Голомедов. - Уходят учителя и воспитатели. Уходят далеко не самые плохие кадеты. Новое руководство корпуса, да и департамента образования Воронежской области не хочет видеть в кадетах личностей, которые могут анализировать происходящее и делать выводы. Считает их «маленькими детьми», которыми руководят взрослые. Но кадетский корпус уже сложился и навязываемые, в угоду генеральским амбициям и взглядам «реформы», вызовут только еще большие акции протеста кадет.
Прежний директор уверен, что у руководства области намеренно заинтересованными лицами создавался негативный образ кадетского корпуса.
- Корпус это живой организм, сильно отличающийся от простой школы и даже интерната. В нем идет воспитание, основанное на исторических традициях Российской армии и кадетских корпусов, высоко ставятся вопросы чести и достоинства, - обращается Александр Голомедов к губернатору Алексею Гордееву и просит честно расследовать происходящее вокруг кадетского корпуса.
Виктор Лиходзиевский
Видео Василий Воробьёв
Новости на Блoкнoт-Воронеж