Заброшенная психиатрическая лечебница в Воронежской области: сектанты, конец света и эхо прошлого

Читайте также:
- Воронежцы: «В элитной школе директриса планомерно достраивает диктатуру» (26.04.2016 09:00)
- Насильник-рецедивист, два года симулировавший психическое расстройство, проведет 12 лет в тюрьме (25.04.2016 19:05)
- (0 секунд назад)
Корреспонденты «Блокнот Воронеж» побывали в заброшенном корпусе некогда самой большой психиатрической больницы в Воронежской области «Орловка» и узнали, почему это место называют полным загадок.
Найти психушку в Орловке несложно, достаточно лишь следовать отмеченному на карте маршруту.
Перед нами очень тихое и спокойное место. По дорогам практически не ездят машины. Только люди на велосипедах. В воздухе аромат свежей соломы и костра. Орловка - место, отвечающее всем канонам советской моды: маленькие бревенчатые домики, а вместе с тем крохотные ларьки, из которых выходят люди с тряпичными сумками. Небольшие амбары и огороды, люди с удивленными лицами и дети, чьи голоса слышны где-то далеко.
Проезжаем дальше. Перед нами невысокий худенький забор, за которым виднеется несколько корпусов психиатрической больницы.
«Орловка» была организована в 1904 году земским врачом Баженовым. Сначала это место было простым лечебным учреждением, но после революции стало специализироваться на помощи душевно-больным людям.
Заброшенный корпус психиатрической лечебницы – стопкадр из жуткого хорора. Невысокое здание с огромными окнами, издалека кажущимися черными и бездонными, нагоняет то ли тоску, то ли ужас. На некоторых окнах огромные решетки. Стены корпуса уже изрядно потрескались, облупившаяся краска обваливается на близлежащую территорию. Вокруг здания голые ветки деревьев. На мгновение кажется, что место здесь мертвое, не способное зародить даже листья на деревьях.
Репрессии, Антихрист и Конец Света
С 1942 года по февраль 1943 больница находилась на оккупированной территории и подверглась обстрелам. Здесь проводили массовые расстрелы советских граждан, и по некоторым данным, в больнице было уничтожено порядком 720 душевно-больных.
Заходим внутрь. В воздухе витает смрадный запах. Огромные окна открывают вид на действующий корпус психиатрической лечебницы. На стенах граффити с непристойными выражениями, под ногами бутылки от пива, шприцы, пустые сигаретные пачки – эхо нынешней культуры. В самих стенах здоровые глубокие дырки, очевидно, для каких-либо металлических приспособлений, способных удержать большой вес.
На первом этаже несколько кабинетов, туалет, и огромные комнаты, чем-то напоминающие гостиные или столовые. Из специализированной утвари совсем ничего не осталось. Предположительно в маленьких комнатах были палаты. Их выдают высокие потолки и огромные окна с решетками на стенах. На самих стенах выцарапаны слова. Правда, не совсем понятно, выцарапаны они в настоящее время или пациентами во время лечения.
В одной из таких комнат лечили некого Федора Рыбалкина, прошедшего войну, но оказавшимся "юродивым". Так, когда он вернулся с фронта, весь заработок начал отдавать неимущим, перестал спать с женой и вышел на открытую проповедь босым и без головного убора. Он говорил о скором пришествии Антихриста, снятии благодати с Церкви и о скором конце света.
Проповеди Рыбалкина набирали все большую популярность и в определенный момент у него уже образовалась секта последователей. Их называли "федеровцы". Носили они рубахи и шерстяные балахоны, расшитые крестами, обвязывались связками лука, символизировавшего горечь земной жизни. На тот момент, по оценкам властей, его последователями считали себя несколько тысяч человек, которые занимались самобичеваниями, избивали себя хлыстами.
Власти не одобряли подобную деятельность, в связи с чем арестовали, а затем направили Рыбалкина на лечение в Орловскую психиатрическую больницу. Его последователи до последнего дня были уверены, что он погиб на фронте, и вернется на землю в качестве бога.
Мысли о том, что здесь когда-то убивали, а потом лечили душевно-больных людей, не отступают. Вот-вот кажется из-за угла выпрыгнет какой-то человек и начнет на «своём» языке рассказывать леденящие душу истории: про издевательства в таких больницах, про веру, про невозможное и т.д.
Поднимаемся выше по лестнице. Хрупкие, обвалившиеся ступени, нагоняют тоску. На втором этаже всё тоже самое. Большие решетчатые окна с видом на лес и действующий корпус. Потолки где-то есть, а где-то их нет и над головой лишь только голубое небо. Гул ветра разносится по заброшенному корпусу психушки, создавая такие колебания воздуха, похожие на женский крик. Становится жутко.
Маньяки и насильственное лечение
Снова видим маленькие комнаты и те, которые чуть больше. Вспоминаем про маньяка, который в августе 1978 года рубил ЛЭП топором и угрожал сотрудникам «Воронежэнерго» зарубить их. Он был отправлен на лечение в «Орловку». Но есть истории и больше леденящие кровь. Их мы оставили на последок.
На верхний этаж подниматься очень страшно. Нет, не подумайте, что мы чего-то боимся, просто от каждого шага что-то в заброшенном корпусе рушится. Стены на верхнем этаже поросли травой. На полу ростёт сорняк, под ногами – мягкая земля. Ощущения твердой поверхности нет. Проходить опасно, падать не хочется. Видим темный, узкий проход, заваленный грудой камней от обвалившегося потолка. Пролезаем и попадаем под крышу, на чердак. Здесь вроде бы спокойно. На стенах вновь какие-то записи, пентаграммы, нарисованные не так давно. Краска слишком яркая.
Коллега открывает смартфон, чтобы прочитать про это место еще. Находим историю основателя группы «Genre-Misanthropic Folk Black Metal» Евгения Слейда. Из-за недосыпания во время службы в армии он начал сходить с ума и терять над собой контроль. Дальше его вывезли в «Орловку», где он провел два месяца. Вот, что он писал в своем дневнике:
- «Эти дни показались вечностью, восемь лет дома, мне кажутся прошли быстрее чем те кошмарных восемь недель»
- «Когда смотришь на сумасшедших в полном смысле этого слова, начинаешь сходить с ума и сам»
Коллега смотрит на меня и цинично улыбается. Пытаемся настроиться на нужный лад, закрываем глаза и представляем, что когда-то здесь ходили люди, когда-то здесь кричали больные, а санитары бегали за ними и пытались успокоить. Богатая фантазия может отлично разнообразить ваш досуг во время посещения подобных мест. Ведь главное не то, что вы видите разруху повсюду, а сама атмосфера, в которой пребываешь, энергия, которую чувствуешь неосознанно.
Решаемся сделать совместное фото на память. Сделали…
Что между нами на этом фото не совсем понятно. Мы останемся скептиками и предпочтем вариант, что это всего лишь лучи солнца, которые забавно исказились в объективе. А может быть это "отражение души" больного из этого места... А какой вариант по душе вам?
Дарья Васильева
Фото: Дарья Васильева, Александр Холодов
Новости на Блoкнoт-Воронеж