Почему в Воронеже не сажают чиновников высокого ранга?
Между тем ответ на вопрос – почему не сажают – достаточно прост. Как объяснил новый глава МВД Владимир Колькольцев в недавно опубликованном материале в газете «Совершенно СЕКРЕТНО», нужно, чтобы каждое ведомство занималось своей непосредственной работой. И будет тогда порядок, и уголовные дела, и посадки…
Думаем, нашим читателям покажется интересным отрывок из статьи в газете «Совершенно СЕКРЕТНО», раскрывающий настоящую работу порядочного и добросовестного полицейского.
...Назначение Владимира Колокольцева начальником Орловского управления внутренних дел в январе 2007 года было событием ожидаемым. Кандидатура долго согласовывалась, поскольку Орёл хоть и не стратегический промышленный и финансовый центр, но имел в то время губернатором Егора Семёновича Строева, бывшего члена Политбюро, секретаря ЦК и председателя Совета Федерации. А к нему абы кого не пошлёшь. Предыдущий выбор начальника, инициированный главой региона, был не совсем удачным – бывший главный гаишник области имел слишком много родственников, друзей и приятелей, а также определённую склонность к некоторым напиткам. В результате показатели становились всё хуже и хуже, жалоб населения всё больше, и начальник УВД полковник Пашин в конце 2006 года был отстранён от должности. Между прочим, его обязанности стал исполнять Анатолий Якунин, в то время полковник, а сейчас – генерал-майор полиции и начальник ГУВД МВД РФ по г. Москве. И успел, кстати, за довольно небольшой срок работы минимизировать последствия кризиса орловской милиции. Возможно, это было одной из причин того, что он остался у нового начальника первым заместителем, а потом сделал блестящую карьеру, возглавив в июне 2012 года крупнейший главк МВД – московское управление.
…Противоречия со Строевым у него, конечно, были. Прижимистый Егор Семёнович частенько держал милицию на голодном пайке, не выделяя из областного бюджета положенные средства. Для губернатора, насколько я понимаю (а я работал с ним более 12 лет), это считалось средством давления на УВД. И оно работало. Но только не в случае с Колокольцевым! Владимир Александрович давления на себя не терпит. В одном из своих интервью, уже в качестве начальника московской милиции, он вспоминал: «Москву с Орлом вообще нельзя сравнивать! Там местный бюджет не только не помогает, но ещё и должен милиции огромную сумму. Сотрудники УВД до сих пор не получили 13-ю зарплату за прошлый год. Ни копейки не выделялось на ремонт помещений, транспорт, закупку ГСМ. На одну патрульную машину ГИБДД полагалось пол-литра бензина в сутки… И сколь ни печально, но нужно признать: у орловских сотрудников ГИБДД были объективные основания для тех злоупотреблений, с которыми порой сталкивались водители».
Я припоминаю и другие попытки «давить» на начальника УВД. Например, вице-губернатор Михаил Михайлов, который «курировал» правоохранительные органы, попробовал как-то распространить в верхних эшелонах власти, как говорят юристы, заведомо ложную информацию о Колокольцеве. В ответ генерал сообщил, что отныне ни в каком «кураторстве» не нуждается. Пришлось губернатору предпринимать некоторые дипломатические шаги, чтобы примирить двух руководителей, но, как говорится, осадок остался. А первый вице-губернатор Виталий Кочуев попробовал повлиять на начальника УВД в то время, когда шло следствие по его (Кочуева) уголовному делу. Владимир Колокольцев так вспоминает об этом: «В Орле определённое противодействие правоохранительным органам кончилось для первого вице-губернатора восемью годами тюрьмы, а не условным заключением, как предполагали многие. Думаю, что эти события оказали влияние и на судьбу бывшего губернатора области, обладавшего, казалось бы, неограниченными связями и административным ресурсом».
…Был на Орловщине один чиновник, который брал взятки. Впрочем, брал, конечно, не он один, но у него была сложившаяся система, которая привлекла внимание правоохранительных органов. Взятки были по нынешним масштабам небольшими (3–5 тысяч рублей), а давались за то, что он просто выполнял свою работу и ставил подпись.
Все заинтересованные граждане прекрасно знали, что если нужно решение, то нужен и конвертик. Но как-то раз механизм дал сбой. Или кто-то оказался обиженным, или система не сработала, но появилось заявление. И соответственно – милицейская операция, предполагавшая дачу взятки (почва была подготовлена, проситель даже поинтересовался у чиновника, сколько надо принести). Купюры, естественно, были мечеными. Но когда меченый конверт был принесён в приёмную, выяснилось, что чиновник уехал в отпуск, а взятки поручил брать секретарше. И складывать в сейф. Пришлось деньги отдать и ждать возвращения хозяина сейфа, чтобы взять его с поличным.
На первый рабочий день – понедельник была запланирована спецоперация, подготовили понятых, установили аппаратуру. Но зря! Вернувшись в воскресенье из отпуска, чиновник заехал на работу и забрал все конверты со взятками из сейфа. Казалось бы, всё, операция провалилась, ан нет! Нисколько не испугавшись милиции, чиновник показал свой пустой железный ящик и продолжал спокойно исполнять обязанности, кстати, даже взятки брать не перестал. А потом пошёл в «Сбербанк» платить за коммуналку. Операционистка, «просветив» купюру, сказала ему: «У вас тут написано «взятка». – «А деньги настоящие? – спросил чиновник. – Настоящие? Тогда принимай!» Девушка «приняла» и, по установленному порядку, позвонила «куда следует». Оттуда приехали специально обученные люди и повели нерадивого столоначальника под белы руки в узилище…
Этот рассказ, в разных версиях повторявшийся в коридорах областной администрации, демонстрирует, насколько безнаказанными чувствовали себя чиновники в период «до Колокольцева». А он взялся за них основательно.
Оценивая результаты своей работы по борьбе с коррупцией на Орловщине, Владимир Колокольцев отмечал: «Борьба с коррупцией – да, это была одна из основных задач, которые ставились перед коллективом орловской милиции. Могу назвать лишь некоторые результаты последних лет. Один заместитель губернатора осуждён, отбывает наказание, другой объявлен в международный розыск, третий находится сейчас под судом. Получил реальный срок председатель областной регистрационной палаты, арестованы председатель фонда областного имущества и руководитель департамента имущественных отношений администрации, заместитель мэра Орла. Сам мэр тоже осуждён, правда, не по нашим материалам…».
Конечно, Владимир Александрович немного скромничает: за два с половиной года его работы в Орловской области к уголовной ответственности были привлечены десятки чиновников разного ранга, в том числе и из ближайшего окружения губернатора.
После смены власти в регионе коррупционная составляющая отошла на второй план и новый губернатор Александр Козлов некоторое время «держался». Но потом Колокольцева вернули в МВД первым заместителем начальника Департамента уголовного розыска России, и, как регулярно сообщают местные печатные и электронные СМИ, система стала возвращаться.
Когда за месяц до назначения Владимира Колокольцева министром внутренних дел мы в его кабинете на Петровке беседовали о ситуации в Орловской области, он сказал мне: «Жалко Орёл, такой город хороший, спокойный, зелёный. Я, выйдя на пенсию, с удовольствием жил бы там. Как ты думаешь, будет там когда-нибудь порядок?» И сам же ответил: «Работать там надо. Много работать, чтобы психологию людей изменить, десятилетиями сложившиеся привычки, особенно те, которые входят в конфликт с законом». Сейчас министру – все карты в руки.
Кстати, во времена руководства Колокольцева достижения были не только в плане борьбы с коррупцией. Уголовный розыск на Орловщине заслуженно гордился стопроцентной раскрываемостью убийств, была разгромлена так называемая стасовская преступная группировка, другие преступные группы, был задержан и осуждён «авторитетный предприниматель» Чеплов, которого до Колокольцева никто из милиционеров даже «побеспокоить» не решался. Владимир Александрович подтвердил тогда свою высокую оперативную квалификацию и выдающиеся организаторские способности.
Новости на Блoкнoт-Воронеж