Бунт в оперном театре, отмена мероприятий и спрут Михаила Бычкова: как 2021 год испытывал на прочность воронежскую культуру
Читайте также:
- Разбитую дорогу около дворцового комплекса Ольденбургских в Воронежской области наконец-то отремонтировали (22.12.2021 23:00)
- Почему этический страж Ревенко не заметил выходки спикера Нетёсова (22.12.2021 12:01)
- «Ни правды, ни справедливости»: воронежцы остались без воды, тепла и света в 20-градусный мороз (22.12.2021 09:39)
В этой отрасли начались и позитивные сдвиги – стартовала реализация некоторых интересных проектов.
19 декабря стало известно о том, что бывший глава Воронежского театра оперы и балета Александр Арнаутов не смог вернуть себе должность в областном суде. Его контракт истек еще в феврале этого года. Департамент культуры говорил, что продлит договор. Однако Арнаутов в итоге попал в так называемую «серую зону». Бывший директор театра стал пробовать вернуть свой пост через суд. Однако этого у него вышло. В Ленинском районном суде требования Арнаутова были отклонены в полном объеме.
Тогда он подал апелляцию в Воронежский областной суд. Но и в этом случае Арнаутов потерпел фиаско. Об этом свидетельствуют данные судебной картотеки.
Заметим, в деле Арнаутова в качестве ответчиков значились театр оперы и балета, а также департамент культуры воронежского правительства. Судья Екатерина Гусева не нашла оснований для восстановления экс-директора в должности.
Другого наблюдатели и не ожидали. Суд по иску Арнаутова был интересен только выступлением Марии Мазур, которая не подкачала: отныне в протоколах суда останется свидетельство о том, что всем лакомым в воронежской культуре заправляет худрук Камерного театра и Платоновского фестиваля Михаил Бычков. Что и подтвердилось очередным назначением в Театр кукол имени Вольховского.
Словом, под занавес этого года воронежская культура не обошлась без скандальной ситуации. А были ли еще подобные инциденты в этой сфере? Безусловно. Как, впрочем, были и хорошие моменты.
Предлагаем подвести итоги 2021 года в воронежской культуре.
Бунт работников оперного театра
Восставшие работники оперного театра
Как и на все другие сферы человеческой жизни, в уходящем году на культуру существенное влияние оказала непрекращающаяся пандемия коронавируса. После того, как на всю Воронежскую область нахлынула четвертая волна Covid-19, началась вакцинация населения от этой инфекции. Губернатор Александр Гусев издавал указ, по которому посещение объектов культуры и массовых мероприятий стал возможен только при предъявлении прививочного сертификата. То есть QR-кода. Заодно и для всех работников культуры была введена вакцинация. И тут начали возникать скандальные ситуации.
Так, утром 1 декабря в Воронежском театре оперы и балета было неспокойно. Около служебного входа собралось порядка десяти его сотрудников. Среди них были ведущие солисты театра Людмила Солод и Назар Немченко, а также работники декорационного, бутафорского цехов, концертмейстеры.
Собравшиеся заявили, что столкнулись с дискриминацией со стороны своего руководства. По их словам, ранее вышло распоряжение художественного руководителя «оперы» Александра Литягина об обязательной вакцинации всех работников театра. Однако не все согласились с этим решением и стали заявлять о своих конституционных правах. В ответ руководство попросту отстранило противников вакцинации. Собравшиеся утром у входа в оперный театр и были теми самыми «протестантами».
Сотрудники культурного учреждения говорят, что отказались прививаться, поскольку никто не в праве их заставлять делать это. Их профессия не относится к тем, что подлежат обязательным прививкам. По словам артистов, диалога с руководством театра не получилось. Им попросту заблокировали пропуска.
Как рассказывали отстраненные сотрудники оперного театра, руководство было готово даже пожертвовать репертуаром. Постановки, где играли Людмила Солод или Назар Немченко, попросту отменялись. Артисты не могли попасть внутрь театра, а значит не могли репетировать, не могли выступать.
Сначала департамент культуры Воронежской области встал в позу и заявил, что артисты обязаны вакцинироваться. Однако затем Александр Литягин все же позволил взбунтовавшимся подчиненным выйти на работу без прививок.
Отмена культурных мероприятий
Чтобы понять, насколько сильно в уходящем году пандемия коронавируса повлияла на воронежскую культуру, достаточно посмотреть на отмененные концерты, выставки, творческие вечера. Ярким примером тут является ситуация с запретом на проведение масштабного рок-фестиваля «Чернозем» за сутки до его начала. На музыкальных площадках в Рамонском районе должны были выступить звезды первой величины: Кипелов, ДДТ, «Порнофильмы», культовая панк-группа F.P.G. и многие другие.
Однако теперь мероприятие отменено и перенесено на будущий год.
Наблюдатели гадали, чье же это было решение? Ведь главный организатор фестиваля Евгений Хамин (девелопер, экс-депутат облдумы) вложил в него «всю душу». При этом он неоднократно подчеркивал свои хорошие отношения с губернатором Александром Гусевым.
Но так получилось, что 22 сентября глава региона ушел в отпуск, оставив вместо себя в статусе и. о. вице-губернатора Виталия Шабалатова, который и провел заседание оперативного штаба. В тот же вечер начали появляться сообщения от волонтеров об отмене «Чернозема».
Организаторы, в том числе сам Хамин, хранили молчание до утра 23 сентября. Осведомленные источники сообщали, что бизнесмен до последнего пытался спасти фестиваль, в который вложил миллионы рублей.
В итоге Евгений Хамин подтвердил срыв мероприятия и разразился пламенной тирадой, заявив: «Нас «имели» методично, последовательно, со знанием дела, наслаждаясь процессом».
«Блокнот Воронеж» не мог сказать, кто принял финальное решение об отмене «Чернозема». Думается, вопрос решался на том уровне, что выше регионального. Однако мы нашли, чьей рукой был подписан документ, вынесший фестивалю в этом году приговор.
Администрация Яменского сельского поселения Рамонского района публиковала постановление от имени исполняющей обязанности главы Виктории Соболевой. Когда глава Анна Ушакова на месте, Виктория Владимировна занимает пост заместителя.
Спрут культуртрегера Бычкова
Михаил Бычков
В ноябре директором Воронежского театра кукол имени Вольховского стала Любовь Пристинская, человек из дирекции Платоновфеста. Соответствующий приказ выпускал департамент культуры Воронежской области, возглавляемый Марией Мазур. Заметим, что дирекцию Международного Платоновского фестиваля искусств госпожа Пристинская возглавляла последние 7 лет. Однако, по информации департамента, в сфере культуры она работает уже 23 года. Где же новый директор знаменитого Воронежского театра кукол провела остальные 16 лет работы «в сфере культуры»?
По данным «Блокнот Воронеж», бОльшую часть этого времени Любовь Пристинская проработала в том самом областном департаменте и - Управлении (при губернаторах догордеевской эпохи) культуры. Только сферой ее деятельности была…бухгалтерия. Там, как считается, ее и присмотрел худрук Платоновфеста Михаил Бычков, которому нужен был свой "зиц-председатель Фунт". И не напрасно. Вспомним, что сразу после появления новости об уголовном преследовании экс-главы департамента культуры Эмилии Сухачевой воронежский «Ъ» написал, что одним из подозреваемых является Любовь Пристинская; ведь тендеры по организации губернаторского бала-2019 проводила как раз дирекция Платоновфеста Михаила Бычкова, большого «друга» Эмилии Сухачевой.
Любовь Пристинская
С ее преемницей Марией Мазур Михаилу Бычкову удалось поладить сразу. И вот, под прикрытием локдауна и ковидной неразберихи, госпожа Мазур «приватизировала» два знаковых учреждения культуры - художественный музей имени Крамского и Театр кукол. Причем, увольнения работоспособных, хоть и пенсионного возраста директоров состоялись через несколько месяцев после «разведки боем», которую и в музее, и в театре провел один из главных бенефициаров воронежской культуры Михаил Бычков, бизнесмен и маэстро в одном флаконе.
Глава департамента культуры Мария Мазур
Спрут этого культуртрегера только усилился в уходящем году в столице Черноземья.
Трудности Никитинского театра
Никитинский театр
В уходящем году Никитинский театр в Воронеже отметил свой 5-летний юбилей. Он является уникальной частной институцией. Это молодой и независимый воронежский театр, образованный Борисом и Ириной Алексеевыми. Кстати, единственный частный в регионе с постоянным штатом и труппой. Никитинский театр радует зрителей премьерами, современными постановками, приглашает известных режиссеров, и старается как-то активизировать культурную жизнь региона, поднять его имидж на более высокий уровень.
Однако в 2021 году культурное учреждение оказалось под угрозой закрытия из-за многочисленных долгов, возникших в период карантина. Ни для кого не секрет, что одной из самых пострадавших в пандемию сфер стала культурная. Особенно сильный удар пришелся именно по театрам. Но не по всем. Ведь государственные театры как имели постоянную поддержку в течение многих лет, так и во время карантина и пандемии-2020 для их финансирования бюджетные деньги были предусмотрены.
Чего нельзя сказать о частных театрах, которые оказались в бедственном положении. Хотя с точки зрения творческой эффективности многие частные театры в разы опережают государственные. Это доказывают и многочисленные «Золотые маски», которые они получают.
Борис и Ирина Алексеевы
Никитинскому театру удалось продержаться какое-то время и даже выпустить две премьеры, но деньги закончились.
- Все наши силы, все наши резервы, все наши заработанные деньги кончились! Все, на счету сегодня ноль рублей! – не мог в июне сдерживать эмоций художественный руководитель Никитинского театра Борис Алексеев. - Нам нужно оплатить 5 июля зарплату, налоги и отпускные, а у нас нет этих денег! Мы даже не можем выполнить свои законные обязательства по трудовому кодексу в срок. То есть мы еще попадем на штрафы, скорее всего нам придется пройти процедуру банкротства.
В итоге театр от закрытия спас грант в 6 млн рублей.
Картинная галерея под ударом
Ну и в конце 2021 года бывший предприниматель и экс-депутат городской думы первого созыва, а ныне пенсионер из Воронежа Сергей Шишлаков обращался к губернатору Александру Гусеву. Он просил главу региона не сносить картинную галерею имени Кольцова, которая находится на проспекте Революции, 48. «Мы не застроили ни один больничный двор, не вырубили сад, не снесли ни один памятник архитектуры, наоборот, из сарая, который официально купили у городской администрации, сделали хороший объект культуры – картинную галерею», - звучало от создателя арт-пространства.
Как рассказывал Сергей Шишлаков, объект был приобретен в 2002 году у мэрии за 15 тыс рублей. На тот момент это был заколоченный заброшенный сарай. Но почти через 20 лет областная администрация сказала, что это их помещение, тогда им было выплачено еще 150 тыс рублей. Несколько лет назад в пристройку между домами на проспекте Революции вложили десятки миллионов рублей, чтобы открылась картинная галерея с одной стороны и ТСЖ с другой.
В арт-пространстве безвозмездно выставляли свои работы воронежские молодые художники. Таким образом они могли бесплатно заявить о себе и своем таланте. Однако департамент имущественных и земельных отношений во главе с Сергеем Юсуповым приказал снести галерею. Мотивировали это тем, что земля под ней по-прежнему принадлежит муниципалитету.
- Есть масса экспертиз, что мы ничего плохого не сделали, что галерея не несет никакой опасности для людей, – говорил Шишлаков.
Культурные проекты
Бывший и нынешний губернаторы Гордеев и Гусев около старинного Дома Гарденина
Как и во всех других отраслях нашей жизни, в уходящем году воронежская культура не прошла однозначно под знаком «минус». Местные жители увидели то, как сдвинулись с мертвой точки некоторые важнейшие темы. В основном они касались реконструкции тех или иных объектов. В этом плане нельзя сказать, что власти махнули рукой на культурное наследие (как это было в прошлом году, когда варварски уничтожили старинный хлебозавод).
В уходящем году на развитие воронежской культуры выделили 2233,7 млн рублей без учета финансирования объектов капстроительства. Было отремонтировано несколько ДК в районах области. Кроме того, закупалось оборудование в детские школы искусств. Ансамбль Воронежские девчата гастролировал в Душанбе, а также на Днях духовной культуры в Сербии.
В Воронеже наконец-то было принято решение восстановить старинный дом купца Гарденина. Здание на переулке Фабричном, 12, было построено еще в XVIII веке. Долгое время оно находилось в запущенном состоянии, и никто не хотел ремонтировать исторический объект. Однако общественности удалось достучаться до чиновников. Была проведена историко-культурная экспертиза, после чего начались поиски проектировщика реставрации. Документацию доверили подготовить за 8,8 млн рублей воронежскому ООО «Зодчие Черноземья». Затем был согласован еще и проект по обеспечению сохранности Дома Гарденина.
Дом Гарденина
Был также сделан еще один важный шаг на пути сохранения старинного Дома Гарденина. В частности, депутаты Воронежской городской Думы согласовали его передачу в собственность государства. Губернатор Александр Гусев заявлял, что в нём создадут музей Петра I.
Заметим, когда долгое время никто не хотел реконструировать Дом Гарденина, его даже выставляли на продажу за 1 рубль. Не помог даже визит именитого писателя и политика Захара Прилепина, которому показывали плачевное состояние памятного объекта.
Кроме того, в этом году было принято решение реконструировать Воронежский государственный цирк имени Анатолия Леонидовича Дурова. На эти цели из федерального бюджета выделили 1,74 млрд рублей. Работы по результатам торгов выполнит ООО «АртСтройТехнология». Общая площадь реконструкции – 16,1 тыс м2. Закрыт цирк на ремонт будет уже в 2022 году.
Реконструкция пройдет в пятиэтажном здании цирка (11,2 тыс м2) и зрительном зале на 2 тыс мест. Сначала надо будет разработать проектную документацию, а также включить в нее заключение государственной экспертизы, генплан объекта, архитектурно-планировочные решения, технико-экономические показатели и интерьерные решения.
Затем необходимо начать саму реконструкцию. Она предполагает отделочные работы фасада, внутренних помещений, покрытие пола в несколько слоев. На кровле надо постелить теплоизоляцию. Еще контракт предполагает установку дверей и окон. В цирк проведут отопление, а также сделают систему кондиционирования воздуха. Там еще надо заменить вентиляцию и смонтировать лифты.
Прилегающую территорию хотят озеленить и благоустроить. Там проложат новый асфальт.
Все работы надо выполнить за 2 года 10 месяцев и 26 дней. Деньги будут выделяться несколькими траншами. Подрядчик получит в 2021 году 75 млн рублей, в 2022 году – 336,2 млн рублей, а в 2023 году – 650 млн рублей. Остаток в 715,8 млн рублей будет выделен при завершении ремонта.
Но вообще, как думается, все эти масштабные ремонты, реконструкции - все это скорее отрасль не столько культурная, сколько строительная. Непосредственно же к культуре в уходящем году можно отнести искрометное выступление депутатов Воронежской городской Думы Ивана Кандыбина и Александра Жукова на школьной линейке. И ведь перед этим перфомансом единороссов меркнет абсолютно любой концерт:
Комментарий эксперта
Для объективности анализа того, что происходило в 2021 году в сфере воронежской культуры, наше издание обратилось к эксперту. Им стал заместитель главного редактора «Культура ВРН» Юрий Данилов:
- Этот год для меня связан, в первую очередь, с потерями, причем невосполнимыми. Ушла из жизни дирижёр и композитор Татьяна Шипулина – удивительный человек и музыкант. Умер Сергей Надточиев – блестящий театральный педагог, редкий профессионал. Оставила пост директора Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского Ольга Рябчикова, без которой, на мой взгляд, музей лишился души. «Ушли» бессменного директора Театра кукол «Шут» Владимира Сафонова. Боюсь оказаться пророком, но вскоре мы потеряем и театр Вольховского.
Эти люди работали не благодаря, а вопреки системе, которая рассаживает на хлебные места удобных, послушных, встроенных в парадигму, играющих по принятым правилам. А правила игры остались теми же. Пульт управления региональной культурой (и это ни для кого не секрет) ныне находится не на площади Ленина, а в Москве. Значительная часть полномочий по расстановке кадров и освоению бюджетов делегирована на улицу Карла Маркса. Но не департаменту культуры, а расположенному по соседству театру и его руководителю. Его-то как раз можно поздравить с ещё одной «победой» – взятием под контроль очередного театра путём проталкивания в кресло директора своего человечка.
Общая модель, к сожалению, осталась неизменной: на первом месте освоение бюджетов, а искусство…ну, как получится. При таких приоритетах утрачивается и профессионализм, и сама суть существования в культуре и искусстве – служение. Да-да, не смейтесь.
Что же касается глубинной, сельской культуры, то её символом в уходящем году стал «очаг», открытый в канун праздника в селе Луговое Богучарского района. Даже производственные цеха и фермы выглядят презентабельнее.
Оценка воронежцами культуры в прошлом году
Наше издание точно так же подводило итоги года в культурной отрасли за прошлый год. Поле рассмотрения отрицательных и положительных сторон этой отрасли, после комментария эксперта, читателям предлагалось проголосовать, лучше или хуже становилась воронежская культура. Еще можно было поставить оценку этой отрасли за 2020 год по 5-балльной шкале.
Результаты оказались занимательными. Так, 93,02% респондентов считали, что культура стала хуже, а 6,98% - что лучше. Средний балл отрасли составил 1,73 балла.
Нынешний глас народа
Перед тем, как принять участие в голосованиях по воронежской культуре за этот год, предлагаем сначала посмотреть на то, как о ней думают простые горожане. Их мнение мы узнали, проведя опрос на улице:
Текст Илья Ершов
Видео Александр Ежевский и Василий Воробьев
Новости на Блoкнoт-Воронеж