Воронеж Понедельник, 17 июня
Общество, 24.05.2024 21:00

Чем воронежцам запомнится мэр Вадим Кстенин

Уходит шестилетняя эпоха.

23 мая Вадим Кстенин официально заявил о своем решении уйти в отставку. 13 июня глава Воронежа намерен отправиться в отпуск с последующим увольнением.

Сам Кстенин назвал свой шестилетний срок мэрства непростым, но интересным путем. Оглядываясь назад, можно сказать, что он пытался зарекомендовать себя крепким хозяйственником. Однако не все могут согласиться, что за ним закрепилась подобная репутация.


«Свою жизнь связываю с Воронежем, это мой любимый город, трудиться продолжу тут. Команде администрации желаю успешно завершить те масштабные проекты, которым уже удалось дать старт, и начать новые, направленные на повышение качества жизни людей», – написал в своем telegram-канале Вадим Кстенин.

Интрига по поводу нового места работы Кстенина была недолгой. В тот же день стало точно известно, что 1 июля он переходит в «РВК-Воронеж». Хотя слухи о такой рокировке ходили и раньше – за несколько дней до официального подтверждения. Чиновнику предложили возглавить водоканал, поскольку нынешний гендиректор Олег Николаенко назначен на должность руководителя Дирекции по технологическим проектам ГК «Росводоканал».


Будущий бывший гендиректор РВК и будущий настоящий гендиректор РВК


«Для нашей группы, и для Воронежа это означает сохранение высоких темпов развития водоканала», – говорили в «РВК-Воронеж».


Губернатор Воронежской области Александр Гусев, провожая Кстенина, с которым он знаком уже 15 лет, с муниципальной службы, поблагодарил его, пожелал ему удачи и предложил стать советником на общественных началах в вопросах развития городской инфраструктуры.

«Да, случались ошибки, но при управлении хозяйством миллионного города избежать их почти невозможно», – отметил глава региона.


Губернатор назвал Вадима Кстенина ответственным управленцем. А каким его запомнят сами воронежцы, в чьих интересах он должен был действовать? Отвечая на этот вопрос, давайте подведем итоги деятельности пока еще главы города. Человек устроен так, что ему запоминается все плохое. Но было ведь в шестилетний срок Кстенина и хорошее. Было же?

Неизбранный мэр

4 апреля 2018 года главой Воронежа стал Вадим Кстенин, он сменил Александра Гусева и стал первым в истории столицы Черноземья мэром, которого выбирали не сами местные жители, а депутаты Гордумы. Тогда в ходе тайного голосования Кстенина поддержали 25 депутатов, его конкурент Руслан Кочетов набрал всего пять голосов (позже он станет фигурантом уголовного дела и будет судим за превышение должностных полномочий). 


Хозяйственник с дипломом дорожника

До того, как занять пост мэра, уроженец поселка Саулкрасты Рижского района Латвийской ССР и специалист по автомобильным дорогам (имеется соответствующий диплом Воронежской государственной архитектурно-строительной академии) работал, в том числе и на руководящих должностях, в компании «Воронежнефтепродукт», в 2008-м стал замруководителя управления муниципального заказа горадминистрации. Спустя несколько месяцев он занимает должность руководителя бюджетной политики и организации закупок для муниципальных нужд.

По настоящему заметной фигурой в Воронеже Вадим Кстенин становится в сентябре 2009 года, когда его назначают директором департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города. Спустя год он становится руководителем управления ЖКХ Воронежской области.

 

В феврале 2012 Алексей Гордеев, будучи губернатором Воронежской области, поручил Кстенину контролировать тогдашнего мэра Сергея Колиуха в вопросе уборки снега. Этот опыт Вадиму Юрьевичу пригодится немного позже, когда он сядет в кресло главы города. Однако от критики местных жителей по поводу уборки улиц ему было не скрыться ни тогда, ни сейчас.

2015 год стал поворотным в карьере Вадима Кстенина. В начале года его похитили, злоумышленниками оказались жители Ингушетии (суд над ними уже давно прошел), а после назначили исполняющим обязанности первого замглавы администрации Воронежа по городскому хозяйству, в феврале 2016-го его утвердили на эту должность. Здесь он пробудет до назначения врио мэра (декабрь 2017 года).

Обещания, попытки, провалы и успехи

Самым громким инфоповодом для большинства горожан, связанным с Вадимом Кстениным, стало заявление о строительстве в Воронеже метро. В августе 2017 года во время заседания российско-японской рабочей группы по формированию комфортной городской среды чиновник выступил с докладом о строительстве метро. Кстенин заявлял, что для прокладки первой ветки метро потребуется 35 млрд рублей. Протяженность этого участка составит 20 километров.

Звучит многообещающе. Однако, как показывает жизнь, от идеи воронежского метро отказались. Да и вообще лишь немногие инновационные проекты в рамках российско-японской рабочей группы по созданию комфортной городской среды дали свои позитивные плоды. Умные светофоры как раз относятся к тем самым плодам. Или нет?  Эти японские устройства, которые горячо приветствовал Кстенин, должны были разгрузить городские улицы от бесконечных пробок.

Подводя итоги первого года мэрства Вадима Кстенина, можно вспомнить о том, что именно в тот год в Воронеже появились платные парковки, отданные в концессию частной белгородской фирме «Городские парковки». Позже концессии станут негласной визитной карточкой Вадима Юрьевича (привет, «Квадра», РВК, подземные переходы, парки). Такие нововведения со штрафами для неплательщиков автомобилисты встретили с критикой. А спустя год депутаты признали, что эксперимент по платным парковкам в Воронеже провалился.

  

При этом сам проект должен был решить проблему с парковочными местами в центральной части Воронежа. Однако проблема с уборкой этих самых парковочных мест не решена даже спустя шесть лет.

Вообще, уборка городских улиц стала настоящей проверкой на прочность мэра Воронежа. Он даже выезжал на ночные рейды, проверяя, как коммунальщики ведут борьбу со стихией, и резко давал указания подчиненным: «Не рискуйте, замы, если завтра утром у кого-то будет скользко на УДС или тротуарах – пеняйте на себя, лично выходите и расставляйте ресурсы».



Однако спустя время то ли подчиненные перестали боятся Вадима Кстенина, то ли снегопады усилились, то ли сами воронежцы стали более требовательными к уборке, но «Блокнот Воронеж» каждую зиму стал получать огромное количество сообщений с жалобами на заснеженные улицы, тротуары, непосыпанные дорожки.

 

Зима 2023-2024 стала последней каплей, воронежцы были вынуждены создать петицию об отставке мэра города. 

А все потому, что циклон «Ваня» устроил Кстенину настоящий экзамен, который оценивали сами местные жители.  


10-балльные пробки, сумасшедшие давки в маршрутках (из-за того, что часть перевозчиков элементарно не выпустила на линию автобусы), неубранные дворы и каша на дорогах – явно были не на стороне экзаменующего.

 

Помнится, Вадим Кстенин обсуждал подготовку документа по комплексной схеме организации общественного транспорта и планировал к 2020 году в масштабных объемах преобразовать эту сферу с с учетом появления в столице Черноземья легкорельского транспорта и жестких договорных условий с перевозчиками, что позволит ввести систему безналичной оплаты по единому проездному билету. Кроме того, в планах было существенно обновить автопарк маршруток и создать выделенные полосы.

  

Что из этого получилось к 2024 году – можете судить сами. 

Переформатирование транспортной системы все же было. Так, устанавливались умные остановки современного образца (192 штуки), введена безналичная оплата. За этот период было приобретено 840 единиц транспорта (260 – большого класса, 207 – для муниципального «Воронежпассажиртранс»).


У Вадима Кстенина на посту главы города было много планов и идей, которые он уже реализовал или начал реализовывать. 

При нем обнулился муниципальный долг перед коммерческими банками, улицы частных секторов покрылись асфальтом, преобразились скверы, парки «Орленок» (пусть и оскандалился с переносом сроков, но открылся же), «Дельфин» (отремонтировали в рамках концессии), площадь Победы, Советская площадь, проспект Революции,


...были отремонтированы виадуки, развернулась масштабная стройка Остужевской развязки, построено восемь новых автодорог, появилось 11 школ (одна мегашкола) и пристроек, 26 детских садов, 19 объектов спорта, раньше времени завершилась программа расселения из аварийного жилья, введено более 6 млн квадратных метров жилья, новые квартиры получили больше 3 тысяч человек, обновились музей-диорама и дворец спорта «Юбилейный».

Наконец, стартовала подготовка к передаче в концессию парка «Танаис», на улицах появились иллюминации, начал проводиться общегородской выпускной. Были благоустроены 363 двора, 44 общественных пространства.


Несмотря на озеленение города, при Кстенене к Воронежу прилипло пресловутое "город – пустыня".


Да, были и другие более мелкие изменения, которые действительно пошли на пользу городу.


«За период с 2018 по 2023 годы в Воронеже доходы бюджета увеличились с 22,7 до 47,2 млрд рублей (то есть в 2,1 раза). Средств вышестоящих бюджетов на развитие города привлечено 77 млрд рублей. Объем муниципального долга уменьшился в два раза (с 6,6 млрд в 2018-м до 3,2 в 2023-м), сведена к нулю задолженность перед коммерческими банками, требующая уплаты высоки процентом. Кредиты замещены на бюджетные, фактически, бесплатные для бюджета. Общий фонд экономии бюджетных средств в ходе конкурентных торгов составил 4,4 млрд рублей», – напомнили в городской администрации.


Неслучайно в своем полупрощальном посте Кстенин пожелал горадминистрации «успешно завершить те масштабные проекты, которым уже удалось дать старт». Потому что он некоторые проекты оставляет незавершенными.

Самый яркий из них – реконструкция Петровской набережной. Воронежцы назвали этот кейс настоящим позором для Вадима Кстенина. Хотя обновленная Петровская набережная задумывалась, как современный и стильный символ города.


Завершить ремонтные работы первой очереди набережной должны были 23 августа 2023 года, потом 28 сентября 2023 года, после звучал октябрь, декабрь... Плавно сроки сдвинулись на 2024 год.


Очередная дата сдачи объекта запланирована на июнь этого года. Успеют? Есть сомнения? Кто ответит? Явно не новоиспечённый гендиректор «РВК-Воронеж».


Перенос сроков – это своего рода визитная карточка для Воронежа. Сразу на ум приходят масштабные проекты, не открытые в срок: "Орленок", музей ВДВ, собачий приют, Петровская набережная.

Да что уж говорить, если даже мэр решил не соблюдать сроки мэрства.

Второй срок и последний

В марте 2023 года Кстенин был переизбран на второй срок. Его, как и в первый раз, выбирали депутаты Воронежской городской Думы. Тогда с действующим мэром соревновались глава управы Железнодорожного района Леонид Беляев, бывший вице-мэр и замгендиректора ДСК Сергей Крючков, депутат облдумы (ЛДПР) и топ-менеджер компании «Аксиома» Александр Овсянников, самозанятый Илья Наумов и безработный Александр Дудченко.

Однако депутаты доверили Воронеж еще на пять лет Кстенину. За эту кандидатуру проголосовали 28 из 28 народных избранников.

В случае прямых выборов, остался бы Кстенин на второй срок? Этого мы никогда не узнаем. Однако еще в 2021 году в интервью нашему изданию он говорил, что считает справедливым принцип :«Не справляешься – на выход!».

«Не справляешься – на выход»: что Вадим Кстенин говорил о выборах мэра Воронежа пару лет назад


 

   Саша Голубничая 

Новости на Блoкнoт-Воронеж
1
3