Воронеж Воскресенье, 24 ноября
Общество, 10.01.2018 15:23

«Движение вверх» спасает оговорка «основано на реальных событиях», - воронежский кинокритик

Кинокритик Ника Павкина специально для «Блокнот Воронеж» написала рецензию на российскую кинокартину «Движение вверх».

«Если бы мы проиграли, то я бы с гордостью показал вам сегодня свою серебряную медаль. Но мы не проиграли – нас обокрали», - Майкл Бантом, американский баскетболист, участник Олимпийских игр в Мюнхене.

Ни для кого не секрет, что матчи между спортсменами США и СССР во всех видах спорта всегда носили принципиальный характер. Противостояние на спортивной площадке во многом было продолжением политического конфликта в самый разгар холодной войны. Для СССР победа на мюнхенских играх принесла первое олимпийское золото в мужском баскетболе. Американские игроки и официальные представители команды не только отказались выйти на награждение, но и по сей день не признают результаты той игры корректными.

В основу киноленты «Движение вверх» легла автобиографическая книга великого советского баскетболиста Сергея Белова. Человеческая история, обреченная на экранизацию. Человеческая история, ставшая одновременно и достоинством, и главной проблемой фильма. Беда в том, что такой сюжет при неправильном исполнении превращается в клишированную высокопарную пошлость. Антону Мегердичеву практически удалось этого избежать, но не до конца. С одной стороны – он дает нам рассмотреть достаточно близко каждого из центральных персонажей, у коих появляется и личная мотивация, а вместе с ней и сама личность, они живые, обычные ребята, талантливые, упорные, обладающие как достоинствами, так и недостатками. В разной степени каждый. Как и все советские люди, спортсмены ценили возможность выезда за границу (ведь это практически единственный шанс повидать мир), ненавидели и боялись (заслуженно) ГБ и партноменклатуру, переживали за свою карьеру, любили близких и родных.

С другой стороны – к этой самой реальности возникли некоторые вопросы. В частности, у вдов Кондрашина (в фильме – Гаранжин) и Александра Белова. Не знаю уж точно, как повлиял их судебный иск на создателей «Движения вверх», но героев Гаранжина/Кондрашина и Белова сделали практически идеальными: один посвящает всю жизнь спасению тяжело больного ребенка и ставит все на карту ради этой цели; второй же во избежание страданий в будущем, готов принести в жертву отношения с любимой девушкой.

Безусловно, порадовали исполнители ролей спортсменов. Новые лица как глоток свежего воздуха среди засилья фильмов с вездесущим и уже изрядно надоевшим (и да простят меня поклонницы) Данилой Козловским. Причем молодые актеры ничуть не проигрывают признанным и заслуженным артистам: Машкову, Смолякову, Гармашу. Кстати, о Машкове. Нельзя сказать, что сия роль стала откровением даже для ценителей его творчества, таким его все видели уже не один раз, но с поставленной задачей он справился на ура. На выходе получился целостный, надежный, в меру брутальный, настоящий профессионал. Вот о ком сложно судить, так это Марат Башаров. Но тут уже мои личные предпочтения, актер мне не нравится вообще, неприятный какой-то он что ли. Но тут это ему сыграло на руку – персонаж ему под стать. Хотя, порой, даже здесь Башаров увлекался гротеском и перебарщивал.

В угоду ли пущей смотрибельности и киношной драмы, но как-то забылось, что у американцев играли-таки не профессионалы, а студенты, что Паулаускас не был русофобом и антисоветчиком. До сих пор приезжает в Краснознаменск и тренирует школьников. «Сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать ребятам», — сказал Модестас Паулаускас. Судите сами, насколько литовский баскетболист в жизни похож на того, кого показали создатели «Движения вверх». Неточности есть, и их много.

Я, конечно, понимаю, что доподлинно тяжело передать события, поэтому «Движение вверх» и спасает оговорка «основано на реальных событиях». Особенно подчеркнем «основано». Не забываем, что это кино. Со своими художественными законами, особенностями и мифами. Понятное дело, что в баскетбол так не играли не в 72-ом, ни даже во времена Дрим Тим с Джорданом, не было трюковых бросков с зависанием у кольца, не было пасов не глядя из-за спины. Создатели признались, что целенаправленно так сделали. Согласитесь, что на экране это выглядело как минимум здорово. Как максимум низкий поклон операторам и постановщикам. За эффект присутствия, за бесподобные кадры игры. На секундочку, баскетбол снимали шесть (!) операторских команд на шесть разных камер – уникальный случай для отечественной киноиндустрии. От камеры-паука, отвечающей за скорость и географию спортивных элементов (её, кстати, создали с нуля молодые инженеры из МГУ) до камеры-рапид, фиксировавшей происходящее, замедляя время. Поэтому оставим документальный разбор исторической достоверности на суд баскетбольных историков, и будем наслаждаться красивой картинкой и довольно хорошо прописанными персонажами.

Смотреть такое кино стоит. По крайней мере, оно показывает, что российские кинопроизводители могут выдавать не только дегенеративные комедии уровня «Горько», но и фильмы о том, что «человек человеку – друг, товарищ и брат».

Причитать рецензии на уже вышедшие фильмы можно в Instagram Ники @pro_film_review.

Ника Павкина 

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Кино с Блокнотом  
0
0