Воронеж Пятница, 03 января
Общество, 20.10.2019 12:08

Экономическая «оттепель»: слово лоббистам

Экономическая «оттепель»: слово лоббистам

Деловой портал officelife.media стал первым белорусским СМИ, освещающим лоббистскую активность в Беларуси. Наиболее опытными лоббистскими организациями являются бизнес-союзы, включая Белорусский союз предпринимателей и нанимателей (БСПН).

Отличительная черта Беларуси от других постсоветских стран — доминирующая роль государства практически во всех сферах жизни, включая экономику. Ее основу по-прежнему составляют контролируемые государством компании, и долгое время частному бизнесу отводилась второстепенная роль. А еще два с половиной десятилетия назад, в середине 90-х, в Беларуси на полтора года вообще приостановили регистрацию коммерческих компаний, и в коридорах власти всерьез обсуждали вопрос введения лимитов на число бизнес-проектов в тех или иных областях.

Но вот уже несколько лет страна переживает «оттепель»: отношение к бизнесу и деловому сообществу со стороны государства поменялось в лучшую сторону, хотя до утверждения лучших европейских практик Беларуси нужно пройти значительный путь. Первые шаги такими объединениями как БСПН уже сделаны: союз был участником программы ЕС для стран Восточного партнерства East Invest 2, которая предоставила организации возможность познакомиться с зарубежными коллегами, чтобы перенять их опыт и лучше подготовиться к тем изменениям, которые диктует время.

История БСПН начиналась после распада СССР и перехода белорусской экономики к рыночным отношениям. Основу союза составили государственные компании, которые проходили через специфическую стадию приватизации — создание арендных предприятий, когда коллектив и топ-менеджмент брали производственные активы у государства в аренду и самостоятельно ими управляли. После этого предприятия выкупались у государства, а акции распределялись между работниками.

БСПН уже давно не ограничивается вербовкой новых членов среди крупных производственных компаний; в союз входят также небольшие фирмы, в том числе созданные с нуля.

Вообще, низкая вовлеченность бизнеса в общественную деятельность — это одна из отличительных особенностей страны, где частный сектор долгое время испытывал различные формы ограничений со стороны государства. По оценкам экспертов, все бизнес-союзы в общей сложности объединяют только до 10% из 30 тыс. малых и средних белорусских компаний. В этом контексте бизнес-союзам есть куда расти, параллельно воспринимая опыт иностранных коллег.

Определенных успехов БСПН уже добился. Основным источником финансирования (до 90%) объединения являются членские взносы. И если ранее их собираемость держалась на уровне 50-60%, то в последнее время этот показатель существенно вырос. Кстати, финансовая модель бизнес-союзов с опорой на взносы — также специфическая белорусская черта. Она связана с серьезными административными барьерами, которые приходится преодолевать белорусским бенефициарам зарубежной помощи (требуется оформлять специальные разрешения от государства на получение финансовых средств из-за границы; иногда такие разрешения трудно получить по политическим мотивам). У европейских бизнес-союзов, как правило, доля проектного финансирования гораздо выше, соответственно, больше и возможностей для лоббирования интересов бизнеса и помощи своим членам.

Мнения лоббистов о состоянии дел в тех или иных отраслях бизнеса и экономики Беларуси читайте на деловом портале officelife.media.

ООО “Смартон” 220004 Республика Беларусь, г. Минск, ул. Коллекторная, д. 3А-10, 5 этаж, каб. 2 Новости на Блoкнoт-Воронеж
1
0