Воронеж Понедельник, 03 октября
Общество, 17.02.2021 19:01

«Где деньги, Зин?»: колоссальную сумму потратят на СМИ воронежские чиновники

Речь идет почти о 2 млрд рублей.

Воронежский журналист, главный редактор интернет-журнала «7х7. Горизонтальная Россия» Олег Григоренко поднял интересный вопрос о том, как чиновники тратят бюджетные деньги на средства массовой информации.

В качестве примера он привел Воронежскую область. В регионе на 2021 год запланированы расходы на СМИ на уровне 1,9 млрд рублей. Соответствующие данные находятся в открытом доступе в разделе «Бюджет для граждан» на ресурсе регионального департамента финансов, который возглавляет Надежда Сафонова.


Надежда Сафонова

Судя по опубликованному в брошюре слайду, финансирование отраслей социальной сферы в 2021 году в Воронежской области оценивают в 83 млрд рублей, что составляет 67,3% от всех расходов в бюджете.

Таким образом, «смишные» 1,9 млрд составляют 0,3%.


Брошюра для воронежцев

Рассуждая об этом, Олег Григоренко выделил три посыла. Первый касается того, что ст. 13 действующей Конституции России сговорит о том, что задача государства - поддерживать идеологическое многообразие. Второй – «никто лучше читателя не знает лучше, что ему нравится читать». И третий посыл говорит о том, что СМИ действительно нуждаются в поддержке как общественный институт.

Первым делом, говорит Григоренко, необходимо ликвидировать государственные и муниципальные СМИ. По его словам, они были актуальны в «доинтернетовскую эпоху».

– Сейчас, когда источников информации избыточное количество, у органов власти и муниципалитетов более чем достаточно инструментов, чтобы описать процесс принятия решений и объяснить их логику, – считает журналист.

В качестве примера он приводит пресс-службы органов власти, социальные сети и личные страницы чиновников и депутатов.

Олег Григоренко отмечает, что по той же самой причине (избыток доступных источников информации) нет смысла и в государственных контрактах.

– Зависимость от государственных денег вносит чудовищный дисбаланс в экономику региональных медиа. Нужно быть очень простодушным человеком, чтобы предполагать, что пресс-службы устоят перед искушением использовать эту зависимость для влияния на редакционную политику СМИ. Я думаю, у моих коллег достаточно примеров, когда это влияние, я скажу мягко, имело повод проявиться, – пишет журналист.


Олег Григоренко, фото: Кирилл Шейн, 7х7

В качестве альтернативного варианта поддержки Олег Григоренко предложил сценарий, при котором читатели сами будут решать, какие СМИ должны получать финансовые вливания. Он подробно раскрыл механизм:

«Как же можно экономически поддержать СМИ, защитить их от произвола чиновников и давления частных рекламодателей? Очень просто – дать возможность распоряжаться теми самыми 2 млрд рублей «на СМИ» непосредственно читателям. Субсидировать не редакции, а тех, кто потребляет контент. Мне видится оптимальной система, при которой читатели донатят тем медиа, которые они считают по какой-то причине для себя важными, а государство дает им налоговый вычет на сумму донатов. Ровно так это работает, например, с частной медициной. Условия налогового вычета простые – СМИ должно быть зарегистрировано внутри региона и внутри региона должна находиться его редакция. Резидентом региона должен быть и донатер. Разумеется, для бумажных изданий вполне можно допустить субсидирование непосредственно редакции на сумму доната плюс включить небольшую страховку против монополизации – пропорционально уменьшить налоговый вычет (по факту – выплату государственных денег), если сумма донатов одному медиа превысит больше, например, 30% от общей суммы государственных выплат.

Эта схема, во-первых, позволяет обеспечить идеологическое разнообразие (см. ст. 13 Конституции России) – больше редакций, больше мнений, во-вторых, распределяет бюджетные деньги в соответствии с непосредственным решением аудитории (эта схема непосредственно демонстрирует, что государство доверяет своим гражданам и избирателям, а СМИ – читателям). В-третьих, это никак не мешает нормальной коммерческой деятельности медиа: публикации рекламы или продаже контента (подписке или пэйволлам), но дает редакциям и их учредителям большую свободу в выборе инвестиционных стратегий.

И да, я верю, что в целом меня окружают в жизни вообще и в Воронежской области в частности рациональные и просто умные люди, так что я не верю, что читатели побегут донатить тем СМИ, которые гонят трэш, угар и прочие непотребства. Донат позволяет давать деньги даже тем СМИ, которые человек непосредственно не читает, но считает их существование важным. Например, лично я бы с радостью донатил научно-популярному региональному медиа, но сейчас у таких медиа просто нет шанса даже родиться». 

Владимир Смехнов


Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Рубрика "Комментарий дня" Воронеж  
3
0
v2