Воронеж Среда, 16 июля
Общество, 08.07.2025 20:03

Глубокое погружение – в воронежском ТЮЗе прошла премьера «На дне»

Человек – это звучит...?

Начало 20-го века, предреволюционная Россия. В маленьком Нижнем Новгороде, неподалеку от набережной – забытая всеми высшими силами ночлежка, в которой живут люди. Вот только они и сами уже с трудом помнят, что они люди. Многим приходится спать на полу, а зарабатывать на жизнь… Они и сами стараются лишний раз не думать, как.



ночлежка из "На дне" в Нижнем Новгороде

А ведь каждого из них в мрачное место привела своя история. Вряд ли кто-то в начале жизни мечтает оказаться в богом забытой ночлежке, ведь так? И у каждого героя Горького эта история горит, жжется в сердце внутренним конфликтом. Вот только каждый по-своему обходится с вопросом, может ли он что-то изменить.



Это – фабула, “зерно” пьесы Максима Горького “На дне”, в которой человеческая трагедия и потеря веры в свою силу встречается с маленьким лучиком надежды. А может, впереди еще все-таки что-то есть? 

К шедевру русской литературы обратился в конце сезона Воронежский ТЮЗ, постановщиком премьерного спектакля выступил приезжий режиссер Каро Балян.

Герои его "На дне" (16+) – заперты со всех сторон. В сценографии вместо коек – ящики, в рядок стоящие на сцене. В начале спектакля крышки открываются и из каждого появляется горьковский герой. А ящики ли? А может …гробы?



Один из них точно сколачивает для своей умирающей жены Клещ. Прямо при зрителях – дощечка к дощечке, гвоздик к гвоздику. Герой буквально “сжил со свету” свою супругу, которая до последнего пыталась заботиться о нем.



Появление в этом темном подвале странника Луки – абсолютный крах старой жизни. Возможно, с самого момента написания пьесы ведутся споры – принес ли он в ночлежку добро или наоборот, сломал героев окончательно? Идея Луки проста – всегда есть выход. Можно спастись, сбежать, вылечиться. Естественно, у многих героев его появление не вызывает ничего, кроме злости.



В спектакле ТЮЗа Лука – луч света в буквальном смысле. Когда герою (как и любому ангелу хранителю?) приходит время уходить, выясняется, что это и не человек будто. Герой Михаила Кривова снимает рубаху и вдруг оказывается, что вся его спина покрыта золотом, а после его исчезновения на сцене остается ворох перьев.



Лука ушел. Он сделал здесь все, что мог.

Решившийся на убийство горячий Васька Пепел уносит на руках свою поверженную Наташу. В пьесе героиня получает сильный ожог кипятком из-за ревности сестры, а сам Пепел попадает в полицию (а потом вернее всего и на каторгу).



 То самое светлое будущее, к которому так старался подтолкнуть Лука (всего решиться и шаг сделать, и жить счастливо) – потухло. Два мира – ночлежки и хозяев – схлопнулись, но не смогли соприкоснуться. У Каро Баляна это решено сценически – сама ночлежка с ее гробами-ящиками находится на сцене, а вверху надстроен целый этаж, где живут Большие люди, управляющие "маленьким" миром.



Но страшно на том верхнем этаже не меньше, а то и больше.

Абсолютное украшение спектакля – финальная сцена. История словно переворачивается и меняет настроение повествования. Самая напряженная сцена “На дне” играется у Баляна очень просто. Здесь нет эмоциональных выкриков и сложных интонаций.



Проститутка Настя просто пытается сделать больно обидевшему ее Барону, Барон просто пытается ей противостоять. Вдруг оказывается, что все страшное, жгущее и пережитое не требует огня для рассказала. Оно уже наболело в той степени, когда говорится об этом сухо и сдержанно.

И от этого смотреть на раскрытие истории “храбрившихся” героев все более жутко.



Финальный аккорд играет Актер, решившийся у Горького вырваться, но вовсе не так, как того ожидал Лука. Он поднимается туда, на верхний этаж, и вдруг читает свое коронное в той, Большой сценической жизни, стихотворение. Но не так, как в середине спектакля, ломано и странно. А по-настоящему. 

фото: Илья Осенко

Екатерина Кочетова



Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
0