Воронеж Суббота, 19 июля
Общество, 25.08.2015 13:12

Гость «Радости слова» в Воронеже о. Николай (Агафонов): «Дьявол - отец лжи, а иуды всегда были и будут»

Гость «Радости слова» в Воронеже о. Николай (Агафонов): «Дьявол  - отец лжи, а иуды всегда были и будут»

Протоиерей Николай Агафонов – один из первых православных писателей постсоветской России. Лауреат 2014 года Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «За значительный вклад в развитие русской литературы».

В Воронеж отец Николай приехал как почётный гость книжной выставки-ярмарки православной, детской и классической литературы «Радость Слова», которая проходила с 19 по 24 августа.

«Радость Слова» проходит под эгидой патриархата и направлена на развитие словесной культуры через призму православия. Отметим, что протоиерей Николай Агафонов является автором не только художественных, но и пронзительных публицистических текстов, открывающих для читателей заново великих русских писателей. Например, многим известно насмешничество  Пушкина над христианским вероучением («Гаврилиада») и священнослужителями («Сказка о попе и о работнике его Балде»), но, по мнению отца Николая, Пушкин был ближе к православию, чем даже Достоевский.

- …Он постоянно постился, исповедовался, причащался. Об этом мало кто знает. А смерть Пушкина. Меня потрясло воспоминание о том, как священник, исповедовав и причастив Александра Сергеевича, признался, что еще не встречал человека, который бы уходил из жизни столь примиренный с Богом. И это при том, что он фактически погиб на дуэли! – отрывок из интервью отца  Николая журналу «Православие.ру».

Журналист «Блокнот Воронеж» не упустил шанс поговорить с интересным собеседником о словах, приносящих радость, об авторах прежних и нынешних, и о том, по-прежнему ли обязан ли писатель быть гражданином?

- Отец Николай, поделитесь впечатлениями от «Радости слова» в Воронеже, в чём Вы видите её сущностное ядро?

- Вместе с «Радостью Слова» я побывал в этом году на Дальнем Востоке (Хабаровск, Благовещенск) и на Алтае. Мне показалось, что везде люди одинаковы, везде радуются книгам и встречам с писателями. В этом смысле Воронеж не исключение. Большое впечатление произвели торжества посвященные памяти святителя Воронежского Митрофана. Размах столичный, слов нет. Осталось очень хорошее впечатление от встреч с читателями Воронежа. Книгу у вас любят и ценят. Это радует.


 - У Вас есть интересные характеристики великих русских писателей в части их принадлежности к православию - Пушкина, Достоевского, Толстого, Гончарова...Скажите, что Вы думаете по поводу романа «Мастер и Маргарита» Булгакова, подменившего многим интеллектуалам и интеллигентам Евангелие. Есть даже мнение, что человеку православному лучше книгу не читать. Если же всё-таки читать, то о чём при этом следует помнить, прежде всего?

-  Михаил Булгаков это золотой фонд нашей русской литературы, как бы к нему кто не относился. «Белая гвардия», «Собачье сердце» - мои любимые произведения. Советовать читать или не читать не буду. Я уверен, что умному человеку «Мастер и Маргарита» не навредит, а для другого и «Му-му» Тургенева читать сложно. В романе «Мастер и Маргарита» два плана: один социально-памфлетный, а другой мистический. С первым планом все понятно и вопросов нет, а на втором спотыкаются многие. Для меня, например, ясно, что Воланд прибыл в Москву совершить черную мессу и в государстве, где процветал оголтелый атеизм, для этого были благоприятные условия, есть где разгуляться сатане. Многих смущает рассказ о Иешуа, который противоречит Евангельскому образу Христа. Но ведь надо четко понимать, что это «евангелие от Воланда», а поскольку дьявол есть отец лжи, значит и его рассказ это ложь от начала и до конца.

- Считаете ли разумным отказ от чтения Акунина и других писателей, которые не поддержали воссоединение Крыма с Россией, выступают против патриотической повестки? Насколько подобный бойкот, вообще, имеет смысл?

-  Иуды всегда были и будут, а бойкот ничего не даст, у нас и так читающих людей мало осталось. А вот рукопожатными во властных структурах такие деятели культуры не должны быть.


- Сейчас в стране национальный патриотический подъем. Это и есть правильная атмосфера в обществе или чего-то не хватает?

- Не хватает еще многого, например, четко выраженной государственной идеологии, отказа от болонской системы разрушающей наше образование и т.д. и т.п.

- У нас в Воронеже православных писателей и журналистов раз-два и обчёлся. Как исправить эту ситуацию и почему именно творческая интеллигенция враждебнее всего к церкви относится?

-  Я не знаю, как и ответить-то на этот вопрос. У нас в Самаре очень сильная писательская организация и маргиналов в ней нет. В большинстве своем наши писатели стоят на позициях православно-патриотичных, а другого и быть не может.

- Какое у Вас отношение к цензуре, в частности к цензуре в Церкви, как общественном институте?

- К цензуре у меня отношение положительное и в Церкви и в государстве. Как детей вы своих ограждаете от грязи, так и государство должно ограждать народ от чернухи. Но для цензуры необходимы четкие идеологические установки. В Церкви они есть, а в государстве пока все размыто, потому и грязь лезет из всех щелей и марает души наших граждан.

Виктор Лиходзиевский

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
0