Воронеж Вторник, 19 марта
Общество, 14.02.2021 21:00

Как из сталинского «города-столицы» Воронеж превратили в «город-гетто»

Архитектурная тема сегодня стоит ребром для столицы Черноземья, поскольку население не находит понимания со строительными воротилами.

Одной из главных новостей 14 февраля стало сообщение о том, что в комитете по культуре при областной Думе было предложено установить мемориальную доску Иосифу Сталину. Коммунист Андрей Рогатнев заявил, что напоминание о генералиссимусе надо разместить на станции «Придача». Депутат заявил, что Сталин лично бывал в Воронеже, как минимум, дважды. Кроме того, именно генсек включал столицу Черноземья в список 15 городов, которые подлежали скорейшему восстановлению после Великой Отечественной войны. Отсутствие каких-либо напоминаний о Сталине в Воронеже депутат Андрей Рогатнев называл «исторической несправедливостью».

Нельзя не согласиться с тем, что после Великой Отечественной войны Воронеж был восстановлен в относительно быстрые сроки. Однако теперь все то, что было построено уничтожается почти каждый день. Предлагаем посмотреть на историческую динамику в архитектурном плане с нашим городом.

После освобождения Воронежа в 1943 году он оказался разбит настолько, что были мысли строить его заново на новом месте. Однако высшее политическое руководство СССР и сами местные жители решили вместо этого восстановить все заново, никуда ничего не перенося. Начался период упорной и самоотверженной работы. Люди не жалели сил ради родного города.


Они возвращались в город после его разминирования, осваивали любой пригодный угол, и начинали упорный труд. В то же время, государство выдавало компенсацию воронежцам за причиненный фашистскими захватчиками ущерб.

И вот, меньше, чем через два месяца, в Воронеже восстановили движение трамваев. А потом, буквально через пару месяцев после освобождения в 1943 году, началась реконструкция театра драмы имени Кольцова. Его восстановили буквально за год – к декабрю 1944 года.

- Все это показывало величие духа воронежцев. Понимая это и то, какой вклад Воронеж внес в разгром фашизма, руководство страны включило нас в число городов, требующих незамедлительного восстановления. В Воронеж был направлен выдающийся архитектор академик Лев Руднев. Он предложил не разрушать разбитые снарядами постройки, а восстанавливать их, по возможности, по царским проектам. В результате всего этого, Воронеж, который остался без лица в войну, стал приобретать столичный размах. Если бы планы Льва Руднева были осуществлены полностью, то наш город по праву называли бы третьей столицей Советского Союза, - говорил ранее нашему изданию краевед Николай Сапелкин.


Лев Руднев

В конце 40-х и начале 50-х годов воронежцы увидели выполненный в классическом стиле центр, их ожидали благоустроенные набережные и масштабные лестницы на холмах. В новом композиционном плане началось возведение домов, похожих на московские сталинские высотки. Так, было построено здание Юго-Восточной железной дороги в виде 70-метровой башни, а для рабочих завода имени Калинина появился высотное здание, что сейчас стоит на пересечении улиц Кольцовской, Ворошилова и 20-летия Октября. Кроме того, планировалось возвести 14-этажный Дом Советов на площади Ленина.


- Но осуществить все задумки и сделать из Воронежа подлинный город-столицу помещал Никита Хрущев. Ему казалось, что все высотки напоминают церковные колокольни, а религию он ненавидел. Вместо масштабных строений в Воронеже стали появляться убогие 5-этажи, которые мы видим и поныне, - резюмировал ту эпоху краевед Николай Сапелкин.


Воронеж 50-х годов

В данный момент, как указывают специалисты, местные жители могут видеть совсем иную эпоху в архитектурно-планировочном пространстве Воронежа. Она началась с наступлением рыночных отношений и хищнического капитализма. Некоторые краеведы называют это лицо гримасой, обозначая ее характеристикой города-гетто.

- В погоне за барышом строительная мафия в 90-е и «нулевые» портила все на своем пути. Складывается такое ощущение, что сами застройщики не видели своего будущего здесь, в Воронеже. Мы можем делать такие выводы по уплотнению новостроек, отсутствию дворовых территорий, мест для прогулок, стоянок автомобилей. Даже солнце не всегда попадает в окна, так как дома стоят друг к другу впритирку. А исторические здания, в которых есть пот, кровь и слезы предков, безжалостно сносились и сносятся. Достаточно привести пример Дома Перелыгиной на Платонова, - характеризовал эпоху города-гетто Николай Сапелкин.


Современный Воронеж

При этом историк замечал, что нельзя назвать все возводимые строения и архитектурные решения в Воронеже уродливыми. На периферии все чаще появляются красивые и комфортные комплексы, в них людям жить - одно удовольствие. Сохранится ли эта тенденция – большой вопрос.

Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
События: строительствоСобытия: КраеведениеСобытия: ИсторияОрганизации: АрхитектураПерсоны: Иосиф Сталин
3
2