Как на протяжении веков менялся стиль одежды жителей Воронежской области
Читайте также:
- Удивительную заботу проявила укашка на фоне коронавируса в Воронеже (24.03.2020 16:20)
- Необычный признак наступления лета сняли в Воронеже (21.03.2020 23:01)
- Мужскую одежду выкинули на улицу после 23 февраля в Воронеже (24.02.2020 19:02)
Сейчас это кажется удивительным, но раньше от уезда к уезду в наших краях были свои обычаи в одежде.
С пандемией коронавируса и режимом самоизоляции многие воронежцы могут только из окна наблюдать, как в город приходит весна. Ничего не поделаешь, власти велели населению сидеть дома и без надобности не выходить на улицу. А ведь уже зазеленела трава, набухли почки на деревьях, прилетели птицы. Пока вся страна наблюдает COVID-19, мимо ее населения проходит пробуждение природы. Начало нового жизненного цикла.
С приходом весны люди начинают менять свой гардероб. Теплые вещи отправляются в шкаф до следующих холодов. Вынимаются из закромов легкие ветровки, кеды, кроссовки. У большинства воронежцев почти все одинаковое. У кого-то дороже, а у какого-то бюджетнее.
Вместе с тем, если посмотреть на то, как одевались наши земляки в стародавние времена, можно немало удивиться, как в плане одежды все кардинально поменялось. В историческом плане прошло мало времени, а воронежцы стали выглядеть совсем по-другому. И касается это всех слоев населения – богатых, среднего класса и бедняков. В рамках этой публикации мы хотели бы рассказать, как выглядел традиционный воронежский костюм в XIX и начале XX веков. Его носило на себе больше 90% населения нашего края. То есть, крестьян.
Как мы уже отмечали в прошлых публикациях, традиционный воронежский костюм от его аналогов в других уголках России отличало преобладание черных, красных и белых цветов. Ткани в одежде использовали из конопли, шерсти, из крапивы. Наряды расшивались линейно-геометрическими узорами. Чаще всего использовали ромбы, ромбы с выступающими линиями по краям – некими «усиками», прозванными «репьями», символами плодородия и жизни.
Важным фактором в одежде было то, что каждая его деталь имела определенный смысл. По узорам, линиям и цветам можно было узнать о возрасте человека, его социальном статусе, достатке и роде занятий. У женщин костюмы обязательно должны были быть украшены растительными узорами. Мужчины, в свою очередь, носили наряды с узорами, очень схожими с украинскими. То есть рубаху с прямой вышивкой от горла к животу. Иногда, впрочем, встречались и традиционные русские косоворотки.
В Воронежской губернии костюмы отличались от уезда к уезду. Так, в междуречье Тихой Сосны и Потудани население в стародавние времена любило белые холщовые рубахи, которые в геометрическом порядке расшивались черными нитями. Праздничные варианты имели также клетчатые плечевые вставки, именуемые поликами. Женщины подпоясывались золотыми ремешками. Они также одевали ожерелье из бисера. Обязательным дополнением были белые шерстяные чулки. Мужчины, в свою очередь, поверх рубахи накидывали черные жилеты.
В Бобровском уезде был распространен фабричный текстиль. То есть, домотканые наряды там встретить было можно не часто. Особенно это заметно по одежде в селах Пчелиновка, Липовка. Поскольку фабрики производили широкие ткани, то и наряды в Бобровском уезде шились просторные. У бобровских мужчин были приняты рубахи и широкими рукавами, а у женщин – длинные сарафаны. В этом месте также был распространен красный ситец. Этот материал выделил Бобровский уезд в плане одежды от всех остальных мест Воронежской губернии. Население там одевало рубахи и сарафаны с красочным орнаментом, насыщенным колоритом.
Отличительной особенностью нарядов в Павловском уезде было то, что женщины там одевали причудливые головные уборы. Те, кто был замужем, надевали на головы полотенчатые «обвязки». В этом уборе на третий день свадьбы женщина садилась за стол. Затем замужняя жительница Павловского уезда снимала «обвязку» только на ночь или, когда ходила в баню. Головной убор представлял короткий цилиндр, скрученный из полотенца. На праздники и в воскресные дни у женщин были особые «обвязки», которые были выполнены из дорогих тканей, украшенные бисером и перьями.
В Воронежском, Землянском или Задонском уездах (сейчас – это территории областного центра, Новоусманского, Семилукского района и Липецкой области) главной особенностью были женские клетчатые юбки. Они делались из тонкой высококачественной ткани. А еще крестьянки в обозначенных уездах надевали на себя душегреи из золотого или малинового шелка. Обязательным элементом наряда был кокошник в виде небольшой шапочки на твердой основе. Его обшивали серебристым позументом парчой, которую обшивали по краю черной бархатной лентой. Считалось, что такой головной убор украшал только молодое лицо девушки. С наступлением 35 или 40 лет кокошник покрывался тонкой тканью, именуемой «дымкой».
Наконец, среди населения Воронежской губернии были также так называемые тагалаи. Это были дикие люди, которые веками жили в степях Придонья. Они появились, когда еще Воронеж осаждали татары и черкасы, то есть в XVII веке. Тагалаи, как ранее рассказывал историк Николай Сапелкин, имели большой опыт выживания без государства и в суровых диких условиях. Если приходили разбойники или татары, эта категория воронежцев умело пряталась: пусть разграбят хозяйство - лишь бы самим спастись. Поэтому в наших краях стали считать талагаев нелюдимыми, изворотливыми и всегда готовыми на обман. А потом добавились такие характеристики, как «грязнуля», «грубиян», «невежда».
Так вот, в одежде тагалаев были сдержанные черты. Такие наряды были характерны для всех южнорусских территорий. Колорит рубах был хотя и неброским, но очень и очень колоритным. Их оттеняла темно-синяя понева к крупную клетку. Подол сарафанов у женщин украшался лентами, позументом, вышивкой в виде геометрического орнамента. Обязательным элементом был передник на шнурках, который называли «завеской».
Подготовил Илья Ершов
Новости на Блoкнoт-Воронеж