Как раскрыли отвратительное преступление против трёх девочек у воронежского психдиспансера
![Как раскрыли отвратительное преступление против трёх девочек у воронежского психдиспансера Как раскрыли отвратительное преступление против трёх девочек у воронежского психдиспансера](http://s1.bloknot-voronezh.ru/thumb/850x0xcut/upload/iblock/f90/thnm01l92ygma6dsf6712jpmtak6gajc/MyCollages-_4_.jpg)
Читайте также:
- Застрелил сына вместо отца: как громкое заказное убийство пошло не по плану под Воронежем (25.07.2024 11:01)
- «Четыре дня тело лежало в ванной»: как ловили убийц воронежского профессора, рассказал следователь (25.07.2023 14:00)
- Убийство под камерами в Воронеже: взгляд со стороны следователя семь лет спустя (14.01.2022 13:00)
19 октября отмечается День образования службы криминалистики. Криминалисты – уникальные люди, которые могут заметить даже незаметные следы преступления. Тщательный поиск и сбор улик лежит в основе доказательственной базы, на что в дальнейшем опираются их коллеги-следователи, а суд выносит приговор.
Яркий пример работы криминалистов – совсем свежая история, которая произошла минувшей весной. Профессионалы своего дела оперативно смогли выйти на 35-летнего воронежца, хотя тот, как он самонадеянно считал, запутал следствие и создал себе алиби. Однако не учел одно – подсказку, которую оставил после себя, за нее-то и потянули следователи-криминалисты, распутав это дело.
Подробности «Блокноту» рассказал следователь-криминалист отдела криминалистики следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области Евгений Игоревич Юршин.
Днем 10 мая 2024 года по лесу в Советском районе города Воронежа гуляли три девочки. Им повстречался незнакомец. После этой встречи – на следующий день – районный следственный отдел регионального следственного управления СК России возбудит уголовное дело по факту совершения преступления против половой неприкосновенности в отношении трех несовершеннолетних.
Преступление незнакомец совершил в 150 метрах от заброшенного здания областного клинического психоневрологического диспансера на Тенистой улице. И это первая загвоздка.
«Три несовершеннолетние девочки играли в лесу недалеко от психоневрологического диспансера, который представляет собой несколько корпусов, обнесенных бетонным забором. Во время прогулки неустановленное на тот момент лицо совершило в отношении девочек насильственные действия сексуального характера. Девочки в последующем рассказали родителям о произошедшем, те обратились в правоохранительные органы. Следователи СК осмотрели место происшествия, но в таких местах сложно что-либо найти, кроме незначительного бытового мусора и деревьев, ведь это лес. Там отсутствуют видеокамеры. Очень сложно было просчитать, в какую сторону мог направиться нападавший».
Девочки смогли описать фигуранта. Необходимо было составить фоторобот, а для начала – рисованный портрет. На тот момент специалист, который смог это сделать, отсутствовал, и в управлении уголовного розыска ГУ МВД России по Воронежской области предложили нестандартную идею.
«Мы всегда работаем в связке с управлением уголовного розыска, и его сотрудники предложили интересный выход – привлечь заслуженного художника России, который преподает в институте искусств. Ему объяснили ситуацию, и он предпринял следующее: взял лучших студентов (человек семь), девочка рассказывала, а художники с ее слов рисовали. Сходство было определенное, это в последующем нам помогло. Но такого в моей практике еще не было».
Есть портрет предполагаемого лица, но пока нет его имени. Параллельно следователи запросили у операторов сотовой связи биллинговую информацию, чтобы узнать, чьи телефоны находились в зоне совершения преступления.
«Несмотря на то, что у нас есть точное время, это был колоссальный объем работы, в эту зону попадали жители Тепличного, Малышево, мимо проезжающие люди».
Заброшенный корпус
Допросив потерпевших еще раз, следователи узнали, что впервые они увидели нападавшего на территории психдиспансера, когда шли вдоль забора. Мужчина стоял у заброшенного корпуса. Криминалисты направились туда.
«Это большое двухэтажное здание – бывшее помещение классов. Сейчас оно заброшено, внутри – строительный мусор и следы маргинальных лиц (разбросанные продукты питания, пустые бутылки из-под алкоголя). Но мы должны были хоть что-то найти».
Заброшенный корпус внутри
И они нашли. Зоркий взгляд криминалистов зацепился за одну деталь, это позволило гораздо быстрее выйти на обвиняемого.
«Обследовали первый этаж, затем – второй. И там в одном из помещений обнаружили сгоревший диван и мусор. С виду обычный. Но наше внимание привлекла бутылка из-под вина, в отличие от других, на ней не было пыли. Сделали вывод, что она там недавно. Начали дальше обследовать, нашли пластиковый зажим для упаковки хлеба с датой – 9 мая [преступление совершено, напомним, 10 числа]. Сделали вывод, что тут кто-то был и, вероятно, это наш подозреваемый».
Находки криминалистов
Первоначальные выводы следователей оказались верны. Но это надо было еще доказать.
«Наша надежда затеплилась. Бутылку изъяли и направили на комплексную судебную экспертизу с целью выделения отпечатков пальцев (дактилоскопическую и генетическую экспертизы). Нарисовали схему, где в районе диспансера находятся магазины. По сравнению с Воронежем там их не так много, начали обходить и искать, где продают такое вино. Нашли, запросили записи с камер. И началась кропотливая работа по просмотру этих записей, сидели и смотрели, кто покупал это вино. Увидели, кто это был – мужчина, похожий на рисованный портрет».
Тут криминалисты уперлись во вторую загвоздку. Они по записям видели, как подозреваемое лицо, похожее на портрет, составленный по описанию потерпевших, берет именно то вино, бутылку из-под которого ранее нашли в заброшенном здании, идет на кассу, расплачивается банковской картой. Сотрудники службы безопасности банка позже предоставили данные о владельце банковской карты. По его ФИО нашли место жительство, номер телефона…
Казалось, преступник найден, осталось задержать, однако следователей ждал неожиданный поворот.
«Мы столкнулись с проблемой, получили биллинговую информацию, но телефона подозреваемого не оказалось в зоне, которая нас интересовала. Его телефон весь день находился по месту его жительства».
Что-то не сходилось в этой схеме. Но криминалисты не сдавались.
«С криминалистической техникой – прибором для установления скрытых камер видеонаблюдения – прошли путь от магазина до психиатрической больницы, установили, где имеются камеры, осмотрели записи, по ним уже увидели, что интересующий нас человек направлялся именно туда».
Мужчина был задержан.
«Когда задержали, он не стал отпираться и признался. При допросе выяснилось, что он работает в сфере айти-технологий и хорошо знаком, как вести себя в компьютерном мире. Чтобы отвести от себя подозрение, он установил специальную программу, которая имитирует деятельность человека, будто он отправляет сообщения и на них отвечает, и оставил телефон дома».
Экспертиза по бутылке показала, что на ней имеются отпечатки пальцев и генетика именно этого «айтишника». Карты сошлись.
«Придумал себе алиби, но у него ничего не получилось. В наш век технологии не стоят на месте, и при раскрытии преступлений всегда обращаем внимание на самые маленькие и незначительные моменты. Человек всегда неосознанно оставляет свой генотип на том или ином предмете. И мы рассчитываем на генетику».
– То есть фигурант, как бы он ни продумал свое преступление, всегда оставит следы?
– Всегда. Но нам для выявления этих следов нужно продумать и нарисовать в нескольких вариантах, как он мог себя повести на месте преступления, поставить, так сказать, себя на его место. Отработать все сценарии, вплоть до немыслимых.
– На какой стадии находится расследование этого преступления?
– В настоящее время мужчина проходит психиатрическую экспертизу. По данной категории дел это обычная практика.
– Если бы не нашли магазин, где была приобретена бутылка, по отпечаткам пальцев вышли бы на обвиняемого?
– Безусловно, но это было бы не так скоро. Ранее мужчина не привлекался к уголовной ответственности, каких-либо приводов за совершение административных правонарушений также не имел. Это было бы тяжело, но в любом случае мы бы его задержали.
– Оставил ли он еще какие-либо подсказки?
– Абсолютно ничего, ни элементов одежды, ни следов обуви.
– Давайте обобщим, какую роль играют криминалисты в расследовании преступлений?
– Криминалисты оказывают содействие при раскрытии преступлений, применяя сложную криминалистическую технику, также проводим определенные следственные действия. Фактически следователь-криминалист от следователя мало чем отличается, кроме как определенными навыками применения криминалистической техники.
– Криминалисты выезжают на все преступления или только определенного рода?
– Стараемся выезжать на все. В первую очередь это убийства, изнасилования или резонансные преступления, преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности несовершеннолетних, тяжкие и особо тяжкие преступления. Основной профиль – неочевидные преступления, когда нет лица, совершившего деяние.
– Как новые технологии помогают раскрывать старые дела?
– Буквально на днях раскрыли аналогичное преступление, совершенное в 2010 году. Действия сексуального характера были совершены в отношении несовершеннолетних. Фигурант закрывал глаза девочкам, не давал на себя смотреть. Дети не могли описать или опознать его. У нас была только одна подсказка – его генотип, он оставил биологические следы. Но в 2010 году не была так развита генотипоскопия. И спустя 14 лет этот человек был установлен, сейчас он находится под стражей, ведется следствие.
О собеседнике: Евгений Игоревич Юршин служит в Следственном комитете Российской Федерации более 10 лет, с 2021 года – в должности следователя-криминалиста отдела криминалистики.
В его служебные обязанности входит производство предварительного расследования, оказание практической помощи в раскрытии преступлений.
Евгений Игоревич обеспечивает ведомственный контроль деятельности 5 территориальных следственных подразделений (Кантемировский МСО, Павловский МСО, Бобровский МСО, Хохольский МСО, СО по Советскому району г. Воронеж) при расследовании уголовных дел, по которым не установлены лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, реализуя при этом отдельные функции процессуального контроля.
Ведет учет и анализ практики соблюдения требований УПК РФ и иных нормативных актов о порядке учета, хранения и передачи вещественных доказательств, иных объектов по уголовным делам, осуществляет выработку мер по совершенствованию данной работы, учет, формирование, ведение и использование дактилоскопической следотеки СК РФ, обеспечивает выработку мер по совершенствованию такой работы, передает опыт молодому поколению следователей, активно принимает участие в их обучении.
Кроме того, обеспечивается конструктивное взаимодействие с экспертными учреждениями и компетентными должностными лицами, оказывается организационно-техническая помощь при работе в следственных группах.
«Блокнот Воронеж» поздравляет криминалистов регионального СУ СК РФ с их профессиональным праздником.
Саша Голубничая
Новости на Блoкнoт-Воронеж