Воронеж Четверг, 28 ноября
Общество, 10.02.2019 21:00

Как в Воронеже планомерно уничтожают уникальный сталинский ампир

Этот архитектурный стиль в городе распространился не слишком широко, но даже то, что успели построить, сейчас хотят снести.

На днях общественный совет при областном департаменте культуры дал довольно неоднозначную рекомендацию, которая сразу же вызвала возмущение общественности и краеведов. А посоветовал этот орган снести Воронежский театр оперы и балета на площади Ленина, 7. Дескать, на месте этого культурного учреждения необходимо построить новое «с максимально возможным совпадением характеристик фасадной части».

Новость о сносе театра оперы и балета, как мы заметили выше, вызвала возмущение среди общественников. Воронежская краевед Ольга Рудева отметила, что с уничтожением этого культурного учреждения в городе не прибавится зданий, выполненных в стиле сталинского ампира. В театре ценно все - планировка, интерьеры, люстры и прочее. К аварийному же состоянию, из-за которого общественный совет и порекомендовал снести учреждение, может привести только бесхозяйственная деятельность и нежелание поддерживать строение в здоровом состоянии.

В плане того, что в Воронеже не прибавиться больше зданий, выполненных в стиле сталинского ампира, нельзя не согласиться с краеведом Ольгой Рудевой. В советские годы это архитектурное направление в нашем городе распространилось не слишком широко. Однако то, что успели возвести в этом духе, заслуживает особого внимания. В этом материале наше издание хотело бы обратить внимание на уникальный стиль сталинского ампира в Воронеже.


Яркий пример сталинского ампира в Воронеже - башня на пересечении Ворошилова и Кольцовской

Как ранее мы уже писали, в советские годы в столице Черноземья в плане архитектуры утвердилась эпоха «Города-столицы». Ее принесло несчастье, которое обрушилось на Воронеж в виде оккупации немецко-фашистскими войсками. До этого в 20-е и начале 30-х годов XX века в городе преобладал стиль конструктивизма. Однако на смену ему пришел сталинский неоклассицизм, который, собственно, и называют ампиром. В таком стиле строилось едва ли не все в нашей стране с 1932 по 1955 годы. А послевоенное восстановление города только усилило господство этого архитектурного веяния.

Сталинский ампир отличало то, что он создавал у людей иллюзию помпезности, монументальности, величественности и торжественности. Это направление одновременно сочетало в себе барокко, наполеоновский ампир, а также ар-деко и даже неоготику. Здания возводились с большими пропорциями, массивными колоннами пилястрами с замысловатой капителью. В интерьере на мебели в духе сталинского ампира выполнялась резьба с изображением лавровых венков, пятиконечных звезд, колосьев. Наконец, одной из главных деталей этого архитектурного направления стали массивные бронзовые люстры, украшенные хрустальными подвесками. Для декора помещений часто использовали натуральные материалы – дерево, мрамор, металлы, керамику.


Внутри театра оперы и балета

В Воронеже одним из первых зданий, выполненных в стиле сталинского ампира, стало строение на месте нынешней библиотеки имени Никитина. Там располагался обком ВКП (б). Здание построили в 1936 году накануне юбилея Октябрьской революции. Оно стало самым монументальным и большим в довоенном Воронеже. Однако в 1943 году здание обкома ВКП (б) взорвалось при попытке его разминировать. Удар был такой силы, что остатки внутреннего декора строения находили даже на левом берегу города.


И вот, после войны возник вопрос о строительстве нового Дома Советов. Проект выполнял архитектор Лев Руднев. Изначально он хотел поставить на площади Ленина 14-эатжную башню. Однако этим намерениям помешал пришедший к власти Никита Хрущев. Руководитель государства посчитал такие веяния в архитектуре «поповскими пережитками». В итоге Дом Советов в Воронеже построили в том виде, каким мы видим его и сейчас.


Проект Дома Советов в Воронеже


Кстати, архитектор Лев Руднев вообще руководил восстановлением послевоенного города. Его направили из Москвы, как ведущего специалиста. Руководство СССР понимало, какой вклад в Победу внес Воронеж, и захотело сделать из него подлинный «Город-столицу». Сталинский ампир в этой концепции подходил, как нельзя лучше.


Лев Руднев

И вот, в конце 40-х и начале 50-х годов воронежцы увидели выполненный в классическом стиле центр. Их ожидали благоустроенные набережные и масштабные лестницы на холмах. В новом композиционном плане началось возведение домов, похожих на московские сталинские высотки. Так, было построено здание Юго-Восточной железной дороги в виде 70-метровой башни, а для рабочих завода имени Калинина появился высотное здание, что сейчас стоит на пересечении улиц Кольцовской, Ворошилова и 20-летия Октября. Ну, и, конечно же, нельзя не упомянуть театр оперы и балета, который возвели чем-то похожим на столичный Большой театр.




Сейчас зданий, выполненных в духе сталинского ампира, в Воронеже осталось мало. Среди них можно выделить все то же управление ЮВЖД на проспекте Революции, Дом книги (пр-т Революции, 33), высотку на пересечении Ворошилова и Кольцовской, а также дома №№7 и 11 по Депутатской и, собственно, театр оперы и балета. Вместе с тем, многие из этих объектов находятся в плачевном состоянии. К примеру, дома по Депутатской давно признали аварийными и хотят их расселить. Незавидным положением отличается и высотка у «Девицкого выезда». Здания ветшают, и их мало, кто хочет ремонтировать. В случае же театра оперы и балета, как видим, и вовсе захотели решить проблему аварийности путем сноса. Правда, вряд ли кто-то задумывается о том, что вместе с демонтажем этого здания, будет демонтирована и огромная часть истории нашего города.

 

Илья Ершов


Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Воронеж: известный и неизвестный  
Организации: Театр оперы и балетаОрганизации: АрхитектураСобытия: КраеведениеСобытия: История
4
1