Как Воронежский тепловозоремонтный завод безболезненно пережил «лихие 90-е»
Читайте также:
- Былая слава воронежского завода «Электроника» осталась только в воспоминаниях (21.08.2016 12:01)
- Отец легендарного воронежского ВМ-12 в скором времени останется лишь в воспоминаниях (07.08.2016 12:03)
- Свидетель: Александр Кержаков инвестировал в воронежский завод, чтобы не делиться с бывшей женой (05.02.2016 19:17)
Издавна железнодорожный бизнес в нашем регионе способствовал не только созданию рабочих мест, но и был неким экономическим локомотивом.
«Блокнот Воронеж» продолжает следить за судьбой различных предприятий столицы Черноземья. Большинство из заводов и фабрик города либо уже разорились, либо находятся в удручающем состоянии. Однако сегодня, в рамках еженедельной краеведческой рубрики, «Блокнот Воронеж» хотел бы познакомить читателей со старейшим предприятием, которому удалось успешно пережить так называемые «лихие 90-е». Речь идет о Воронежском тепловозоремонтном заводе имени Ф.Э. Дзержинского.
Как указывает множество экономистов, железнодорожный бизнес в нашем регионе всегда играл ключевую роль. Кроме создания рабочих мест, на основе ж/д-предприятий открывались новые образовательные учреждения и даже создавались целые города.
В 1866 году губернское земство Воронежа получило от царского правительства добро на постройку железной дороги. Она должна была соединить Козлов (Мичуринск) и столицу Черноземья. От прокладки новой дороги маячили очевидные выгоды. Воронеж должен был быть связан с другими районами страны, что несомненно увеличило бы товарообмен и повысило бы мобильность трудовых ресурсов.
Дореволюционный снимок паровозоремонтных мастерских
В паровозоремонтных мастерских
- Уже в первоначальном плане строительства железной дороги и организации надлежащей инфраструктуры значилось строительство мастерских, строительство которых было начато в Воронеже в 1867 году. Буквально через год, в июле 1868 года, мастерские были построены и введены в строй. Их задачей было обслуживание и ремонт парка вагонов (которых тогда было от 400 до 800) и паровозов в количестве 30-40 единиц. Средняя производительность мастерских планировалась на уровне 2-3 паровозов в месяц, - пишет в одной из своих работ доктор экономических наук Вадим Галкин.
Тем не менее, по началу дела у мастерских шли плохо. В 1910 году при общем простое в ремонте в 140 дней предприятия выпустили всего лишь 96 паровозов. Очевидно, что мастерские нуждались в модернизации. Обновление произошло перед Первой мировой войной.
Тогда была построена первая электростанция с паровыми турбинами. Был также построен паровозосборочный, литейный и котельный цеха. Мощности предприятия выросли. В год из мастерских стали выпускать до 204 паровозов при среднем простое в ремонте 4 месяца.
Стоит заметить, что Первая мировая война внесла в работу мастерских существенные коррективы. На предприятии по заказу правительства стали изготавливать чугунные бомбы, артиллерийские снаряды, штыки.
- В 1918 году мастерские были национализированы. Если ранее они принадлежали Акционерному обществу Юго-Восточной железной дороги, то теперь они стали собственностью советского государства. Воронежские паровозоремонтные мастерские стали с этого момента именоваться Главными дорожными паровозоремонтными советскими мастерскими, - пишет доктор экономических наук Вадим Галкин. - После бурных событий гражданской войны в стране стала проводиться новая экономическая политика (НЭП). Это обстоятельство, а также то, что в мастерских отсутствовало самое необходимое для ремонта, привело к тому, что рабочие стали заниматься собственным бизнесом. Кто-то занялся изготовлением предметов кухонного и хозяйственного назначения (сковородок, чугунов, тяпок, зажигалок, топоров), кто-то ушел в деревню и стал заниматься сельскохозяйственной деятельностью.
Завод имени Дзержинского после немецко-фашистских бомбежек
Свое нынешнее название предприятие получило в 1929 году. Теперь прежние мастерские стали называть Воронежским паровозоремонтным заводом имени Ф.Э. Дзержинского. В первую пятилетку произошла реконструкция предприятия. Объемы производства на заводе выросли в разы. Предприятие успешно выдержало годы Великой Отечественной войны, а затем перешло на ремонт тепловозов.
Проводы последнего отремонтированного паровоза
За более чем полувековой период ремонта завод отремонтировал свыше 16 тысяч локомотивов, постоянно осваивая новые типы и модификации тепловозов.
- В настоящее время Воронежский тепловозоремонтный завод им. Дзержинского является дочерним предприятием акционерного общества «Желдорреммаш». В отличие от многих воронежских предприятий, Воронежский тепловозоремонтный завод относительно безболезненно прошел период приватизации и последовавший за ним этап макроэкономической и политической нестабильности. Его бизнес оказался востребованным даже в самые сложные времена. Будем надеяться, что удача будет сопутствовать этому старейшему воронежскому предприятию и в будущем, - резюмирует доктор экономических наук Вадим Галкин.
Заводоуправление Воронежского тепловозоремонтного завода имени Ф.Э. Дзержинского
Илья Ершов
Новости на Блoкнoт-Воронеж