Воронеж Вторник, 30 апреля
Общество, 17.10.2023 12:00

Как живут осужденные за тяжкие преступления в Россошанской колонии строгого режима

Представляем фоторепортаж из места, куда лучше не попадать.

Воронежская область. Россошь. Исправительная колония №8. Сюда попадают люди, впервые совершившие преступления. Тяжкие преступления. Особо тяжкие. В основном это убийцы, насильники, распространители наркотиков.


Именно сюда приехал «Блокнот Воронеж», чтобы посмотреть, как живут люди, совершившие чудовищные преступления. Экскурсию по территории нам провели заместитель начальника отдела охраны Роман Ашихмин и начальник воспитательного отдела по работе с осуждёнными Андрей Тютюнников.


Еще до того, как попасть на территорию, мы проходим мимо административного здания, городка, где содержатся служебные собаки, часовни, куда на службу приходят и гражданские, и люди с колонии-поселения, мимо площадки для тренировки сотрудников. Здесь представители учреждения обучаются, для них проводят инструктивные и практические занятия. Важно, чтобы сотрудники быстро бегали и метко стреляли, дабы предотвратить попытки побегов из-под охраны.


Останавливаемся у мемориального комплекса, открытого 9 мая в честь сотрудников УФСИН, погибших в мирное время. Он посвящен тем, кто принимал участие в Чеченских войнах, а теперь – в СВО. Но не только им.  Нам поведали историю, которая произошла в 1973 году.

«Прапорщик Михаил Тихонович Сумцов 14 сентября 1973 года с рассветом решил проверить осужденных, работавших в ночную смену на производстве кирпича. На подходе к одному из сушильных сараев он увидел стоящего на «атасе» осужденного, который, заметив прапорщика, тут же исчез за дверью. Немедля Сумцов последовал за ним. Но страшный удар тяжелого предмета по голове оглушил его. Упавшего без сознания прапорщика раздел вор в законе по кличке «Зайчик». Сумцов тяжело дышал, и «Зайчик» ножом-шилом добил его, а потом, переодевшись в военную форму, попытался совершить побег через КПП для пропуска людей. Часовой был опытным солдатом и знал всех прапорщиков в лицо, а этот, назвавшийся Сумцовым, был другим. Часовой немедленно нажал кнопку вызова наряда. Вооруженные солдаты караула надели наручники на сразу сникшего «Зайчика». Окровавленное тело прапорщика принесли в роту. Почетной траурной процессией Михаила Сумцова похоронили на Россошанском кладбище. Его имя навечно занесено в списки роты охраны учреждения», - рассказал Роман Ашихмин.


Прежде чем переступить порог и оказаться внутри ИК, «Блокнот» познакомился с историей первого начальника учреждения.

Вообще, исправительная колония была основана 14 сентября 1961 года распоряжением Совета министров РСФСР на месте бывшего кирпичного завода. Первый руководитель ИК – капитан внутренней службы Виктор Шевченко. Это человек с героической судьбой. Он был участником Великой Отечественной войны и возглавлял колонию в течение двух лет.

Родился Шевченко 1 января 1921 в селе Красное Новохоперского района Воронежской области в семье рабочего. После семи классов поступил в Борисоглебское педагогическое училище, окончив, устроился учителем в Тамбовской области.

В 40-х годах принял присягу и был зачислен в войска НКВД, прошел первоначальное обучение, а 3 августа 1941 года был направлен на Ленинградский фронт. Уже 4 августа был ранен в плечо. Впереди его ждало лечение в госпитале. После восстановления он стал учителем в Новохоперской школе.

В 1943 году Виктор Шевченко поступил на ускоренные курсы в третье Куйбышевское военно-пехотное училище. В июле прибыл на фронт с присвоением звания младший лейтенант. В боях за город Черкассы получил орден Красной Звезды. 

В январе 1944 года дважды был ранен. С 1 июля 1944 года после демобилизации из армии поступил на службу в органы МВД – МООП. Работал в лагере военнопленных, НТК в с. Анна, Боброве, Подмосковье, по распоряжению УВД Воронежской области – в КОМИ АССР. В 1961 году стал первым начальником исправительной колонии в Россоши. Ушел из жизни Виктор Шевченко в 1991 году.


Первый этап россошанская ИК приняла в 1962 году. Тогда прибыло 240 осуждённых, из них были сформированы четыре отряда. На тот момент аттестованных сотрудников было 18.

Сейчас осуждённых чуть более 600. Лимит наполняемости – 850 человек. Здесь отбывают наказание в основном жители Воронежской области, меньше – уроженцы других регионов, но есть и иностранцы. Когда-то (почти 20 лет назад) сидел здесь даже американский шпион.

Пока вы знакомились со справкой, «Блокнот» прошел досмотр. Вот мы и внутри.

Сразу после пропускного пункта мы попадаем на территорию колонии, встречает нас не только колючая проволока (которая, собственно, натянута по всему периметру), но и цветущая клумба. Чуть дальше – место, где проходят свидания, место, которое видело слезы радости при встрече и слезы горечи при расставании. 


Скажем сразу и о бракосочетаниях. Свадьбы здесь бывают часто. Но как таковой церемонии нет, возлюбленные просто расписываются. Для этого специально приходит нотариус. После росписи разрешаются трёхдневные свидания. Старожилы говорят, что раньше пары даже венчались, но теперь эта традиция не пользуется спросом.

«Тюрьма – это больше про исправление или про наказание?», – спрашиваем замначальника отдела охраны.

«Наша задача – исправить человека, хотя бы в какой-то мере. Многие осуждённые, находясь в колонии, отматывают пленку назад и думают, что бы они сделали в той ситуации, из-за которой попали сюда. И после нахождения здесь будут думать головой. Есть, конечно, люди, которые мало поддаются исправлению, но мы, сотрудники, пытаемся поставить их на путь исправления», – рассказывает Роман.

Видим осуждённых, но они, заметив гражданских, да еще и с фотоаппаратами, разбегаются. Правда, во время экскурсии мы еще будем ловить на себе взгляды, брошенные из окон бараков.

Проходим мимо стадиона. Здесь устраивают соревнования между заключёнными. Спорт облагораживает, считают в исправительной колонии.


Храм

На территории колонии есть храм, открытый в 2013 году.  Строился он 13-14 лет руками осуждённых. Расписывали иконы тоже осуждённые. Здесь батюшка проводит службы.


Это удивительное место, заряженное светлой силой. Приходя сюда, заключённые, стоя перед иконами, под мягкими взглядами святых замаливают свои грехи. 


Некоторые поют в хоре. В храме есть своя колокольня и звонарь.


Тут же имеется воскресная школа. Сюда приходят около 30 человек, с ними проводит духовную работу и ведет православные беседы Отец Иоанн.   


Нам рассказывают, что многих религия приводит на правильный путь.


Например, в ИК отбывал наказание осуждённый за убийство. Со временем человек встал на путь исправления и даже служил с батюшкой.  Сейчас, после освобождения, он пришел к вере и работает священником в Воронежской области. 

    

Собственное кабельное ТВ

В исправительной колонии строгого режима №8 есть собственное телевидение. Осуждённые делают ролики с нуля – сами снимают и сами монтируют. Рассказывают про праздники и жизнь ИК. Эти видео и, например, виртуальные экскурсии по музеям затем транслируются в отрядах.  


Общеобразовательная школа

В 2023 году школа выпустила 10 человек, которые получили аттестаты и теперь могут продолжить обучение в средних специальных образовательных учреждениях, а также набрала 69 новых учеников. Обучение происходит в две смены, работают всего пять преподавателей, которые в полном объеме дают образование. 


В школе заочное обучение, это значит, что аудиторных часов намного меньше, чем самостоятельных. Поэтому здесь есть классы самоподготовки.

Что касается предметов, то они такие же, как и в обыкновенных учебных заведениях. Там, за колючей проволокой. 

Администрация школы рассказала «Блокноту», что они работают над тем, чтобы люди, попавшие в места лишения свободы, социализировались, получали образование и приводили свою жизнь в порядок. 


Вообще, каждый осуждённый, попадая в ИК, не возвращается на свободу, не получив какую-либо профессию. Отсюда выходят сварщиками, электриками, поварами, швеями.

Медицинская часть

Лечение здесь ничем не отличается от обыкновенной больницы. Имеется прививочный, приемный, процедурный кабинеты, перевязочная, рентген, лаборатория и все в этом духе.


Стационар отсутствует. При необходимости пациента этапируют в Воронеж. Там есть хирургия, терапия, реанимация. Если что-то срочное, то больного вывозят под вооруженным конвоем в гражданскую больницу.


Столовая.

Мы пришли туда, где заключённые принимают пищу, после обеда и застали там уже убранные столы. Однако два повара угостили нас ягодным киселем.


Вкус, конечно, далек от бабушкиного напитка, но вполне сносно.

Готовят осуждённые сами. Предварительно они проходят обучение. В будущем, уже после освобождения, могут работать в сфере общепита.


 Жилая зона

Переходим в жилую зону ИК, где каждое утро в шесть часов осуждённых будит Гимн России.

Здесь находятся отряды разных категорий. Есть облегченные условия, обычные и строгие. Все зависит от того, стремятся ли люди к условно-досрочному освобождению, работают ли, соблюдают ли режим содержания, имеют ли положительную характеристику, ведут ли себя хорошо.


В бараках чисто. Нет стереотипных «нар». Кровати стоят в ряд, аккуратно заправлены. Постельное белье белое. У каждого своя кровать, своя тумбочка с немногочисленными вещами, которые разрешены.

Здесь же есть помещения, где отряд смотрит телевизор (то самое внутреннее кабельное ТВ), играют в шахматы/нарды, читают (кстати, мы узнали, что осуждённые чаще всего предпочитают фантастические книги).

Имеется небольшая столовая, где заключённые разогревают пищу, пьют чай. Там находятся те продукты, которые не требуют термообработки.


Производственные зоны учреждения

Это цеха, где изготавливают мебель, развивается швейное производство. Будут там и изготавливать детали для ж/д вагонов после заключения соответствующего контракта.


Нам показали швейный цех, где шьют костюмы. Работают там в несколько смен.





P.S.И нет, мы не пытались показать только положительные стороны ИК, рассказываем лишь то, что видели своими глазами. Конечно, нахождение на закрытой территории, обнесенной колючей проволокой, под вечным надзором вдалеке от близких – уже наказание. Но учреждение создает такие условия, чтобы человек, попавший «за решетку», менялся в лучшую сторону и, выходя на волю, становился на путь исправления. 



«Блокнот Воронеж» благодарит УФСИН по Воронежской области за помощь в подготовке данного материала.

Текст: Саша Голубничая

Фото: Дарья Шенцева


Новости на Блoкнoт-Воронеж
События: Фоторепортаж Воронеж
2
0