Воронеж Пятница, 03 января
Общество, 14.05.2013 11:33

Лётчик был «щипачём»

Лётчик был «щипачём»
 

От упреков до советов


Май 1979 года заставил помаяться розыскников Ленинского отдела милиции от ежедневных карманных краж в трамваях. В основном это происходило в маршруте №1 от трамвайного кольца на улице Краснознаменной до остановки «Девицкий выезд». Порой по пять потерпевших в день обращались в дежурную часть райотдела, и, как правило, еще до обеда. В число пострадавших попала и дочь заместителя председателя облисполкома, у которой из кармана вытащили кошелек с крупной суммой денег.


Высокопоставленный отец вызвал тогда начальника райотдела Юрия Андреевича Барбашинова в свой кабинет, и стал его упрекать в том, что в районе столь нагло воруют, а «милиция только задаром пожирает народный хлеб и ничего не делает». В общем, много еще чего «полезного» услышал начальник милиции о своем родном ведомстве. Да и, пожалуй, в той ситуации он ничего другого и не ожидал услышать. Поэтому, естественно, после такой словесной «порки» вернулся в райотдел, где собрал всех своих оперов и участковых на совещание. Никаких взбучек, окриков и угроз с его стороны не было. Просто он действительно хотел посоветоваться. Хотел, чтобы каждый высказал свое мнение.


Большинство сотрудников склонилось к версии о том, что в районе орудует профессиональная группа карманников-гастролеров. Уж слишком грамотно «работают», ни следа, ни зацепки. К ним присоединился и начальник РОВД, который одобрил принятое всеми решение – «обеспечить прикрытие маршрутов пострадавших трамваев оперативными силами».


Странный пассажир


На следующий день с семи утра группы из трех милиционеров в гражданской одежде стали подсаживаться в трамваи №1 на разных остановках, в обоих направлениях их следования. Барбашинов вместе со старшим инспектором ОУР Алексеем Куркиным, участковыми Паршиным и Головановым протиснулись в передний вагон трамвая. В начале следования ничего подозрительного им обнаружить не удалось. Но на кольце улицы Краснознаменной оперативникам пришлось напрячь свою бдительность.


Толпа народа, гудевшая на остановке, словно растревоженный улей, опрометью ринулась в трамвай. Люди бросились к дверям, и, толкая и дергая друг друга, каждый пытался вырваться вперед, чтобы захватить свободное сиденье. В такой сутолоке не то что карман незаметно выпотрошат, но и разуют, не увидишь как.


У завода «Пластмасс» вышло много пассажиров. Среди них были не только рабочие этого предприятия, но и завода резинотехнических изделий и птицекомбината. Дальше в центр ехали в основном люди, работающие на интеллектуальных должностях, а также спешащие на рынок и на вокзал. Одним словом те, кто мог иметь с собой деньги. Как раз на этой остановке в вагон, где находился начальник милиции, и вошел привлекший внимание пассажир.


Это был военный – высокого роста, статный, чернобровый, с правильными чертами улыбчивого лица, старший лейтенант авиации. На вид ему было лет двадцать семь. В левой руке он держал коричневый портфель-дипломат, а правая, загипсованная до самого локтя, покоилась на марлевой повязке. Пуговицы его кителя были расстегнуты. Многие с восхищением смотрели на бравого летчика, теснились, чтобы пропустить вперед. Кое-кто предлагал ему свое место. «Нет, нет, спасибо, - с благодарностью отказывался военный, - мне скоро выходить». Однако сам оставался на месте, поворачиваясь то спиной, а то грудью к проходу, как бы стараясь пропустить спешащих к выходу пассажиров. Хотя в данной ситуации такой необходимости не было.


«Бриллиантовая рука»


Столь необычное поведение летчика насторожило Юрия Андреевича. И вдруг наметанный взгляд разведчика, каким начинал свою службу Барбащинов, уловил, казалось бы, невероятное. Из широкого гипсового раструба на руке военного появились длинные тонкие пальцы, и в считанные секунды, скользнув в задний карман брюк пробиравшегося к выходу мужчины, вытянули бумажник, и вместе с ним пропали в гипсовом схроне. Авиатор приподнял руку, чуть-чуть потряс ею, препровождая добычу дальше внутрь приспособления, и занял прежнюю позу. Сомнений не было: красавец-летчик – карманный вор.


Сразу после этого Барбашинов повернул голову в сторону Паршина и глазами подал ему знак. Тот в ответ слегка кивнул головой, мол, все видел, все понял, и вышел вслед за обворованным мужчиной. Уже на улице участковый «передал» потерпевшего оперативникам, и с подкреплением из четырех сотрудников на следующей остановке снова зашел в трамвай.


Дойдя до середины вагона, летчик остановился возле светловолосой пышногрудой молодки, сидевшей в трамвайном кресле с большой хозяйственной сумкой и обувной коробкой на коленях. Взглянув на обворожительного красавца, дамочка мило заулыбалась и предложила ему свое место.


«Галантный» как рояль


«Садитесь, молодой человек, – довольно громко сказала она, видимо, желая показать всем свою воспитанность. – Можно ли со сломанной рукой ехать стоя? А я все равно выхожу через остановку». «О чем Вы говорите, - воскликнул летчик. – Да будь я без обеих ног, и то не позволил бы себе сидеть, когда такой ангел стоял бы в трамвайном проходе! К тому же я тоже выхожу на следующей, после Вашей, остановке». «А что у Вас с рукой?» – полюбопытствовала блондинка. «Работа у нас такая», - ухмыляясь, вполголоса ответил уже начавший покорять ее воображение галантный военный. «И что у Вас за работа такая?» - не отставала от него женщина. «Ответственная у нас работа, рисковая» - опять неопределенно парировал ей собеседник. «Ну, все-таки?» - настаивала попутчица. Он вздохнул, наклонился и заговорщицким тоном, но достаточно внятно спросил: «Вы умеете хранить тайну?» «Да, конечно», - с готовностью выдохнула дама, наивно округлив глаза. «Я тоже», - коротко и четко произнес летчик. Стоящие вокруг пассажиры заулыбались. Всем пришелся по душе этот обаятельный и остроумный офицер. Но пышногрудая блондинка все не унималась.


«Ну, хватит Вам, - обиженно надула губки дамочка, и продолжила наступление. – Лучше скажите: где Вы живете? Мне кажется, я Вас уже где-то видела». «Небо наш, небо наш родимый дом!» - засмеялся попутчик. А между тем трамвай стал сбавлять ход перед остановкой. «Ой, мне здесь выходить», - засуетилась блондинка. Схватив в охапку сумку и коробку, она поднялась с сиденья, и, устремляясь к выходу, стала протискиваться между пожилой женщиной и своим минутным кавалером. Оценив ситуацию, он быстро обшарил ее карманы и сумку, а затем ловко препроводил похищенное в гипсовое хранилище.


«Граждане, прошу сохранять спокойствие!..»


В это время готовые к задержанию вора оперативники были рядом и ждали сигнала, поглядывая в сторону начальника РОВД, незаметно наблюдавшего за происходящим. И только после того, как он кивнул головой, два сильных милиционера с помощью приемов самбо мгновенно заломили руки за спину «бравому покорителю женских сердец», и, несмотря на свой высокий рост, тот согнулся пополам.


В вагоне начался гвалт. Послышались крики в защиту летчика. Особенно усердствовали женщины. А некоторые мужчины, судя по всему, готовы были даже не на словах помочь служивому. Однако напряжение разрядил Юрий Андреевич. Он громко обратился к пассажирам: «Граждане, прошу сохранять спокойствие! Уголовным розыском Ленинского РОВД задержан карманный вор! Не поддавайтесь излишним эмоциям! Я начальник милиции!»


После такой тирады Барбашинов поднял над головой служебное удостоверение. Рассмотрел ли кто тогда сей документ или нет, сказать трудно. Но именно эти его слова возымели действие. Люди притихли и расступились, пропуская к выходу оперативников и задержанного.


Потом карманника усадили в милицейский «бобик», который непрерывно следовал за трамваем, и при этом продолжали крепко держать его руки, чтобы тот не смог избавиться от похищенного. А в другой автомобиль пригласили разговорчивую блондинку, какую обворовал ее милый собеседник.


Душа компании, или летчик-налётчик


Уже в райотделе, куда доставили преступника и стали допрашивать в присутствии понятых, выяснилось, что он действительно летчик-испытатель авиаотряда. Однако, когда сыщики вместе с начальником РОВД приехали на аэродром и стали беседовать с командиром части, тот сначала не поверил, что его подчиненный способен на такое. Ведь этот человек всеми характеризовался только положительно и был душой любой компании. Вечером часто приглашал своих сослуживцев в ресторан и всегда всех угощал за свой счет, ссылаясь на то, что деньги ему прислал отец, который был генералом авиации в Дальневосточном военном округе. Но на самом деле он их наворовывал и все пропивал.


Позже этот летчик даже просил направить его на психиатрическую экспертизу, рассказывая, что, когда еще учился в летном училище, не мог спокойно пройти по казарме, обязательно обчищая карманы одежды и тумбочки своих однокашников. Следователь для собственного успокоения назначил эту экспертизу, но она не обнаружила у него никаких отклонений.


Андрей Зеленин


1 фото - Заместитель председателя Совета ветеранов ГУВД по Воронежской области подполковник милиции в отставке Юрий Андреевич Барбашинов. 2007 год.


2 фото - сотрудники Центрального РОВД г. Воронежа. В первом ряду: крайний слева –


заместитель начальника райотдела (впоследствии начальник Ленинского РОВД) Митрофан Егорович Плутахин); третий слева – заместитель командира дивизиона (впоследствии начальник Ленинского РОВД) Юрий Андреевич Барбашинов;


крайний справа – милиционер-шофер Николай Васильевич Попов (впоследствии первый заместитель начальника ГУВД Воронежской области, генерал-майор милиции).


Сентябрь 1972 года.


3 фото - начальник Ленинского РОВД г. Воронежа Ю.А.Барбашинов рассказывает о жизни и деятельности вверенного ему подразделения делегации кубинских руководителей сил охраны революционного правопорядка. Август 1979 года.

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
0