Московский концептуализм проветрили от нафталина в воронежской квартире №84

Три молодые художницы провели квартирную выставку
8 января в одной из квартир дома на улице Куцыгина, прямо за галереей союза художников, состоялась квартирная выставка трех дерзких молодых художниц - «ШУМ».
Вероника Злобина, Анна Курбатова и Алия Садретдинова сделали совместный проект в духе московского концептуализма не впервые. В 2014 году они провели в рамках выставки «Воронежагро 2014» хэппенинг-перфоманс к 40-летию знаменитой «бульдозерной выставки». На этот раз они обратились к стилистике квартирных выставок.
- Мы используем нечто отработанное, отжившее как материал для проекта, в том числе и документацию своего опыта. С самого начала важно быть честными, поэтому отфильтрованные, конечные работы делят пространство с черновиками и неслучайными предметами, составляющими общую инсталяцию, - пишут художницы в анонсе события.
Случайному посетителю происходящее в квартире №84 могло бы показаться просто случайной толпой, набежавшей в опустевшую, но еще заставленное опустошенной старой советской мебелью помещение. В серванте одна полка набита белыми воздушными шарами, на другой застекленной полке спит в уголочке домашняя крыса, на третьей валяется пленка из разворошенной видео-кассеты. На дне одного из выдвинутых ящичков — белая рука манекена. На стене полотно из обломков оконных рам, дверей, ламината, кусков оборванных старых обоев. В центре комнаты прикрученная к полу обветшавшая оконная рама без стекла. На полу пузатый ЛТ-монитор от компа, транслирующий прибой воронежского водохранилища.
Хлам, который пожалели выбросить при переезде, получил право на вторую жизнь в искусстве. В совмещенном санузле проектор демонстрирует фотографии территории воронежского авиазавода под индустриальный шум и журчание сливного бачка. Зрелище - редкое, поскольку это территория охраняемого объекта, куда художница попала по знакомству. На кухне — над раковиной проекции чертежей каких-то редукторов.
Повсюду элементы эстетики квартирников и квартирности: курилка на балконе заполнена оживленно беседующей о высоком дредастой молодежью; кастрюлька с половником, погруженным в коктейль; ломящаяся от одежды вешалка в коридоре; трогательное прощание одной из художниц с мамой, заглянувшей на событие и явно оставшейся довольной происходящим там.
Мастодонт воронежского выставочного пространства художник Горшков-отец на диване в углу комментирует журналистке из обласканного губернатором издания «Время культуры» происходящее: «Мы давно обсуждали с ними, что было бы интересно сделать симуляцию квартирных выставок в каком-нибудь тайм-кафе города».
Сами художницы утверждают, что это никакая не симуляция, а самая что ни на есть выставка. Просто удачно сложились обстоятельства: одна из них переезжает в другую квартиру, уже вывезла все вещи, что и позволило провести мероприятие.
Московский концептуализм — как весь хлам в соседней комнате: пространство обветшало, краска с него шелушится, не всякий его понимает и способен не огорчиться, но в целом из всего этого может получиться годное культурное событие, делающее культурный ландшафт Воронежа ярче и живописнее.
Мария Колораш
Новости на Блoкнoт-Воронеж