Воронеж Суббота, 21 декабря
Общество, 18.03.2022 18:00

На крыльях истории: взлеты и падения Воронежского авиационного завода

Это стратегическое предприятие нашего города давало мощнейший толчок к развитию большей части левобережья.

15 марта исполнилось 90 лет Воронежскому авиационному заводу, который сейчас официально называется ПАО ВАСО. Это стратегическое предприятие всего нашего региона. Оно является филиалом ПАО «Ил», а также входит в Объединенную авиастроительную корпорацию. За свою историю ВАСО переживало самые разные времена. У него были и взлеты, и падения. Ясно то, что к настоящему моменту завод удержался на плаву. Более того, в условиях нынешней санкционной войны предприятие может стать востребованным у государства, как никогда ранее.

Свою историю авиазавод ведет от 15 марта 1932 года. Именно тогда приказом по Народному комиссариату тяжелой промышленности СССР в числе других первенцев отечественного авиапрома строящийся в Воронеже завод №18 был переведен в самолетостроительный трест. В ту пору создание инновационного предприятия в аграрном регионе с малограмотным населением было немыслимым. Однако в Кремле решили руководствоваться ленинским принципом «Потянув за одно звено, можно вытащить всю цепь». То есть, расчет был на то, что после создания авиазавода в Воронеже появится авиационно-технический вуз, авиационное военное училище и так далее.

Все эти планы в итоге оправдались. Но только в послевоенный период. Во времена же создания авиационного завода в Воронеже стройка велась ударными темпами. Рабочие не жалели сил при создании предприятия. Как итог – завод был построен за 13 месяцев. Правда, это было лишь несколько цехов, которые сейчас покажутся скромными сооружениями. Но все же ровно 90 лет назад было положено начало одному из главнейших промышленных объектов нашего города.


Строительство завода, нынешняя улица Героев стратосферы

- В сентябре 1934 года состоялся первый испытательный полёт ТБ-3, первого серийного самолета, собранного на Воронежском авиазаводе. Самолет поднял в небо летчик-испытатель М.М. Громов, впоследствии известный советский военачальник, Герой Советского Союза. Тогда же, в 1934-м, было завершено оборудование цехов фюзеляжного, центроплана, окончательной сборки. Главным конструктором завода №18 был назначен К.А. Калинин (1887-1937). Работники завода приняли участие в прокладке трамвайных путей в Сталинском (так в то время назывался Левобережный) районе. Филиал областного аэроклуба при авиазаводе подготовил 50 планеристов и 28 пилотов. Заводской посёлок насчитывал 3 тысячи жителей, все дома были электрифицированы, - пишет доктор экономических наук Вадим Галкин.


Первый экземпляр самолёта САМ-5, построен в 1933 году

Уже в 1935 году на Воронежском авиазаводе ввели в строй химическую лабораторию. Также была сдана первая очередь цеха гальванических покрытий и оксидирования. А в 1936 году открылся заводской клуб, была начата сборка экспериментального бесхвостого бомбардировщика К-12 конструкции К.А. Калинина, а также стартовала подготовка производства дальних бомбардировщиков ДБ-3.

Развитие Воронежского авиазавода в 30-е годы прошлого века способствовало бурному развитию большей части левобережья. В Сталинском районе для предприятия прокладывались новые трамвайные пути, открывались новые остановки общественного транспорта, строились жилые дома, создавались социальные объекты (к примеру, в 1938 году распахнула свои двери заводская поликлиника).


Рабочие авиазавода на демонстрации

До начала Великой Отечественной войны на предприятии было построено 11 типов разных самолетов. Это были конструкции Антонова, Ильюшина, Туполева, Ермолаева, Москалева. Рабочие авиазавода были настоящими стахановцами, наполненными энтузиазмом и верой в светлое будущее.


Заводской клуб

Когда 22 июня 1941 года произошло вероломное нападение Гитлера на Советский Союз, то Воронежский авиазавод эвакуировали на станцию Безыменка, что располагается в 20 км от Куйбышева (ныне – Самара). В новом месте трудящиеся предприятия стали оказывать неоценимую помощь фронту. Так, на заводе был выпущен легендарный бомбардировщик Ил-2.


После освобождения Воронежа в 1943 году был подсчитан ущерб, который фашистские бомбардировки нанесли авиазаводу. Тогда сгорели семь цехов и один ангар, а еще три цеха были разрушены снарядами врага. Власти СССР постановили начать восстановление предприятие, попутно переименовав его в завод по ремонту самолетов №64.

- В 1943 году на заводе было отремонтировано 218 самолетов Ил-2; 25 самолетов У-2; 30 самолетов Як-1; 14 самолетов Ла-5; 4 самолета Пе-2; 2 самолета Як-6; 4 самолета Як-9; по одному Ут-2 и Ли-2. К концу года работали цеха: агрегатный, механический, инструментальный, сварочный. В восстановленной школе ФЗУ началась подготовка кадров для завода. В 1945 году расширился станочный парк завода. В цехах установлено оборудование, вывезенное из Германии и стран-сателлитов в счет репараций, - металлорежущие станки, гидравлические прессы «Фриц Мюллер», «Лейк Ири» и других фирм. Трофейным оборудованием был укомплектован механический цех. Восстановлены жилые дома на улице Героев стратосферы. Заводчане восстановили 6,4 км трамвайной линии на левом берегу; на маршрут был пущен трамвай с надписью «Родному Воронежу от коллектива завода №64 в день победы над Японией», - отмечает Вадим Галкин.


Угол Ленинского проспекта и Героев стратосферы в Великую Отечественную войну

После Великой Отечественной войны предприятие начало снова работать ударными темпами. Восстановление его первой очереди завершили в 1948 году, а в 1953-м (год смерти Сталина) полностью восстановили главный корпус завода. Там разместился цех по производству товаров народного потребления.

В тот самый послевоенный период Воронежский авиазавод по-настоящему стал инновационным предприятием своего времени. Там конструировали такие воздушные суда, как Ан-10 «Украина», Ан-Ан-12, Ту-123, сверхзвуковой Ту-144, Ил-86, Ил-96. Предприятие посещали иранский шахиншах Реза Пехлеви и лидер Кубинской революции Фидель Кастро.


Визит Фиделя Кастро в Воронеж

Но тут подоспела новая черная страница истории предприятия – «лихие 90-е». С распадом СССР из-за инфляции в 2500% прекратилось нормальное финансирование Воронежского авиазавода государством. Перевозчики же перестали покупать воздушные суда. Сотрудники предприятия перестали вовремя получать зарплаты. Многие из них уходили на другие заводы или начинали заниматься бизнесом. В 90-е годы ситуация была настольно тяжелой, что на авиазаводе вынужденно изготавливали велосипедные рамы, детские коляски.  

- Все премьер-министры и президенты страны, находившиеся у власти с тех пор, побывали на ВАСО и обещали свою помощь на законодательном, финансовом и моральном уровне. Однако серьезных реальных действий было предпринято не так много, причем многие из них запоздали. Были даже предложения перепрофилировать ВАСО, сделав его придатком «Боинга» или «Эйрбаса», который бы изготавливал отдельные узлы (что он сейчас и делает) и осуществлял ремонт существующего самолетного парка, - писал в 2013 году Вадим Галкин.

В завершении хотелось бы сказать, что на днях вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов делал заявление о возможном увеличении производства пассажирского авиалайнера Ил-96. Такая потребность возникла у России из-за мощнейшей санкционной войны. Которую объявил коллективный Запад. Поскольку многие иностранные компании отказались поставлять в нашу страну свои самолеты (к примеру, Boeing), то сейчас надо с удвоенной силой начать производить свои воздушные суда.

И это вполне возможно, ведь Воронежский авиазавод за свою 90-летнюю историю справлялся еще и не с такими вызовами.


Подготовил Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
События: ПромышленностьСобытия: КраеведениеСобытия: ИсторияОрганизации: ВАСООрганизации: промышленные предприятия
2
1