Воронеж Среда, 27 ноября
Общество, 25.05.2022 19:01

Омбудсмен Канищев вскрыл неприглядные прошлогодние факты накануне отчёта воронежского губернатора

Правительство Воронежской области осуществляет недостаточное финансирование для решения одной из острейших социальных проблем нашего общества - обеспечения граждан жильем, в том числе защиты жилищных прав такой категории, как дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Региональные власти в 2021 году сократили выдачу им квартир на 36 процентов.

Об этом говорится в итоговом докладе за 2021 год уполномоченного по правам человека в Воронежской области Сергея Канищева. В документе сообщается, что в нашем регионе второй год подряд происходит уменьшение количества предоставляемого жилья для детей-сирот: если в 2019 году жилые помещения получили 506 человек из данной категории, а в 2020-м – 500, то в прошлом году - 318 человек, в том числе 12 человек – за счет ранее приобретенных квартир.


скриншот из доклада "О соблюдении прав человека в Воронежской области и деятельности уполномоченного по правам человека в 2021 г."

В целом в очереди на получение жилья от государства насчитывается 3908 детей-сирот, из них достигли 18-летнего возраста и имеют право на обеспечение жилыми помещениями 2931 человек. То есть, если правительство Воронежской области будет и далее такими низкими темпами решать одну из главных социальных и жилищных проблем, то для этого ему потребуется не менее 10 лет. Но это с учетом того, что в данную программу больше не будут записывать новых участников – детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А это не реально.

В докладе уполномоченного по правам человека в Воронежской области Сергея Канищева говорится и о такой проблеме: сотни  воронежцев, потратив годы, а то и десятилетия в ожидании получения жилья от государства, начинают с ним судиться. И суды защищают их права – на предоставление жилья по имеющемуся решению суда. А в результате этого сложилась такая ситуация. 

- В 2021 году, как и в предыдущие годы, все жилые помещения предоставлялись на основании вступивших в законную силу решений суда. Но наличие судебного решения не означает очень быстрое его исполнение, - говорится в докладе омбудсмена. -  На 1 января 2022 г. вступили в законную силу, но не исполнены 598 судебных решений о предоставлении жилых помещений лицам из числа детей-сирот. До настоящего времени исполнены судебные решения, вступившие в законную силу в июне 2020 года.

Такая практика, считает воронежский омбудсмен, порождает нарушение прав ранее поставленных на учет граждан, но не имеющих судебных решений в свою пользу. Момент получения ими жилья отодвигается на неопределенный долгий срок. Но, вообще-то, он подается расчеты: если в год (как в прошлом) власти приобретают около 300 квартир, то понадобится еще 2 года, чтобы сначала выделить жилье тем гражданам (а их – 598), которые на руках имеют судебные решения. И лишь через 2 года жилье будет выдаваться в порядке «старой очереди», но если только массово не будут появляться новые судебные решения в пользу детей-сирот.   

Неумение работать или нежелание решить данную острую социальную проблему со стороны правительства Воронежской области происходит в благоприятных условиях: за 2021 год почти на 20 процентов увеличились объемы поступлений налогов в казну,  а в конце года облбюджет имел профицит 19 млрд 242 млн рублей. По данным департамента финансов, за счет федерального и областного бюджетов на обеспечение жильем детей-сирот в 2020 году было выделено 639 млн рублей, а в 2021-м - 707 млн.  

данные департамента финансов

Таким образом, объемы финансирования выросли на 11 процентов. Однако в прошлом году стоимость 1 кв м в новостройках увеличилась в среднем на 29 процентов. То есть реальные объемы финансирования программы сократились? Хотя в бюджете области были деньги для того, чтобы более существенно увеличить расходы по данной программе, дополнительно выделить несколько сотен миллионов рублей. 

Кстати, объем государственной поддержки сельского хозяйства в нашей области по прошлому году составил без малого 8 млрд рублей. Это в 10 раз больше, чем чиновники выделили средств на покупку квартир для детей-сирот. Получается, к примеру, что на поддержку и развития свиноводства бизнес получает больше бюджетных денег, чем облправительство направляет на решение социальных проблем данной категории людей. 

До недавнего времени программа по обеспечению жильем детей-сирот реализовывалась через департамент социальной защиты, который курирует первый заместитель председателя областного правительства Владимир Попов. Как сообщил «Блокнот Воронеж» на этой неделе, именно Владимир Попов стал самым богатым чиновником в правительстве Воронежской области: его доходы в прошлом году увеличились на 5 млн рублей и составили 14 млн рублей, это более 37 тысяч рублей в сутки. 

А в собственности у супруги чиновника, которая имела доходы в прошлом году в 335 тысяч рублей, появился еще один жилой дом. Его площадь 185 кв м. В собственности жены Владимира Попова также имеются ещё два жилых дома – 377 кв м и 304 кв м. Вот так «жилищные проблемы» воронежцев решаются в областном правительстве. На семью топ-чиновника, "главного по социальной политике", приходится 833 кв м жилой площади или на каждого из супруга по 416 кв м. 

данные областного правительства, доходы Владимира Попова за 2021 г.

С начала нынешнего года уже департамент строительной политики стал куратором программы по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но это не улучшило ситуацию: в актуальном бюджете области на приобретение жилья для детей сирот записана цифра 737,7 млн рублей (и еще 157 млн рублей – на оплату найма жилых помещений). Номинальный рост бюджетных затрат на покупку квартир, по сравнению с 2021 годом, составил 30 млн рублей или менее 5 процентов. То есть реальные бюджетные расходы на социальную программу опять секвестируются.

А при текущих ценах на 1-комнатные квартиры в Воронеже (около 2,5 млн рублей), а они ведь еще будут расти, сегодня можно купить около 294 квартир, то есть еще меньше (приблизительно на 20 единиц), чем было приобретено в прошлом году. Хотя и произошло номинальное увеличение расходов, а бюджет области, как любят говорить ее  руководители, «носит социальный характер». 

Однако цифры и факты из доклада воронежского омбудсмена ставят такое утверждение под большой знак вопроса. Кстати, разгромный для имиджа региона документ Сергея Канищева был опубликован практически накануне отчёта губернатора Воронежской области Александра Гусева перед депутатами. Да и прозвучать доклад должен как раз на заседании облдумы 26 мая.

Вот такой получился подарок.

Владимир Даньшин

Новости на Блoкнoт-Воронеж
2
0