Воронеж Понедельник, 25 ноября
Общество, 23.07.2023 21:05

Памятный вечер «нашего последнего национального поэта» прошел в Воронеже

В этом году неповторимому барду, актёру и сценаристу Владимиру Семёновичу Высоцкому исполнилось бы 85 лет. В связи с этим литературный музей имени Никитина организовал уникальную выставку «Колея эта – только моя…» (6+) и ряд других культурных мероприятий. 13 июля в здании мещанской управы на творческую встречу «Феномен Высоцкого» (6+) собрались почитатели и просто неравнодушные к жизни и творчеству поэта люди. Вместе с одним из самых компетентных высоцковедов России кандидатом филологических наук Андреем Владиславовичем Скобелевым они пытались понять, в чём секрет актуальности произведений Владимира Семёновича. За мероприятием наблюдала Диана Кирилюк.


Подходя к музею, люди видели афишу вышеупомянутой выставки с изображением Владимира Высоцкого и памятник воронежскому поэту Ивану Никитину.


В здании проведения памятного вечера гостей встречала женщина, которая вежливо указывала, куда надо пройти. Стены выставочного зала украшали карточки с датами важных этапов жизни Владимира Семёновича, письма, фотографии барда в разное время и в разных ситуациях. К 17:27 небольшая комната почти вся забилась людьми. И как анонсировалось ранее, мероприятие началось ровно в 17:30. Вступительное слово было за работницей музея. Она рассказала о поводе, по которому все собрались, об открытии выставки 2 июня, о том, какой огромный интерес проявили к ней воронежцы (её посетило более 1500 человек). И далее представила посетителям ведущих встречи – сотрудников ВГУ: Андрея Владиславовича Скобелева и Дмитрия Станиславовича Дьякова. У последнего была функция – разговорить высоцковеда.


Было решено провести вечер в формате беседы, о чём объявил собравшимся Андрей Владиславович: «Наверняка есть люди, которые очень много знают о Высоцком и читать какую-то лекцию … бессмысленно. Идея диалога самая правильная». Это оказалось хорошей мыслью, поскольку, во-первых, такая форма общения со зрителями была характерна и для самого Владимира Семёновича, а во-вторых, по ходу мероприятия посетители с удовольствием делились впечатлениями от песен артиста, ролью творчества поэта в их жизни.


Отвечая на главный вопрос: «В чём феномен Высоцкого?», Андрей Скобелев процитировал своего коллегу Сергея Шаулова: «Это наш национальный поэт…а может и последний». Тем самым обозначив проблему национального поэта в русской культуре и подчеркнув, что мы живём в непоэтическое время. Это утверждение справедливо, ведь прошло более 40 лет, а равного Владимиру Семёновичу по народности и значимости поэта не появилось.


Говоря про национальную уникальность Высоцкого, Скобелев отметил, что у Владимира Семёновича нет полутонов: «Либо друг, либо враг», что в его произведениях можно наблюдать мотивы сказочного, фольклорную стилистику: «Сказка о диком вепре» и т.д. Филолог обратил внимание и на удивительную техничность поэта, его отменные рифмы и лёгкость в использовании стихотворных размеров. Так, автобиографичная песня «Баллада о детстве» начинается анапестом, а заканчивается ямбом. Интересно и то, сколько перекличек у Высоцкого с другими знаменитыми авторами. Бард цитирует в своих стихах произведения литературы известные всем культурным людям: от Сергея. Есенина («Чёрный человек») до Альфреда де Виньи («Смерть волка»).


Дальше разговор повернул в русло объединяющей роли творчества Владимира Высоцкого в русскоговорящем мире. Собравшиеся начали перечислять города и страны, в которых до сих пор стоят памятники этому артисту, несмотря на напряжённые отношения Запада с Россией. Промелькнула мысль и о том, что отдельные фразы из песен Владимира Семёновича стали фразеологизмами, многие его цитируют, даже не зная, что они на кого-то ссылаются. Это ли не показатель народности поэта?


Не обошлось и без упоминания первой работы Скобелева о барде: «3 пластинки Владимира Высоцкого», которую опубликовали в 1975 году в студенческой газете ВГУ. Филолог поделился, что жалеет лишь о том, что тогда постеснялся отправить этот материал прямиком Владимиру Семёновичу, ведь именно в тот момент певцу приходилось трудно, так как его музыку запрещали.

Последней проблемой ведущий обозначил то, что несмотря на множество аудио- и видеозаписей песен артиста, у нас нет «канонического текста Высоцкого», так как одна запись отличается от другой. Выход есть – надо привлекать рукописи, которые хранятся в музеях, часто недоступны обычному человеку. Лучшее доступное издание можно найти в Новосибирске. Поэтому Скобелев уверен, что впереди нас ждёт ещё немало исследований и открытий, связанные с творчеством поэта.

Примерно к 18:20 перешли к вопросам. Спрашивали о том, не было ли сложностей у Скобелева с публикацией материала о Высоцком в студенческой газете, о количестве выпущенных жёстких и мягких пластинок, об образности и тропах в текстах барда.


В 18:33 прозвучали аплодисменты, обозначившие конец мероприятия. Но люди не спешили уходить, рассматривая экспонаты выставки поближе и обсуждая друг с другом прошедшее мероприятие. Мы взяли комментарии у нескольких посетителей встречи.


«У меня родители любят Высоцкого, сама к нему спокойно отношусь. Я просто закончила филологический факультет, когда увидела это мероприятие, мне захотелось пойти, вспомнить, что такое филфак. Тем более такой формат беседы достаточно необычный, то есть не прям классика. Поэтому пришла. Мне очень понравилось. Я вспомнила, как это здорово быть на филфаке, в таких местах присутствовать», - таким мнением поделилась Жанна.


А вот что по поводу мероприятия и выставки рассказал молодой человек по имени Павел, увлечённый жизнью Владимира Семёновича: «Я очень люблю Высоцкого. Это такая какая-то очень человеческая любовь, даже не столько к творчеству, сколько к нему, как к личности и к его непростой жизни. И когда сотрудники музея прислали мне афишу, я ухватился за неё, мне было даже необходимо прийти сюда лично для себя. Тут же ведь было и открытие выставки, которая здесь проходит. На него приезжал Никита – сын Высоцкого. Я был и на этой встрече. Но вот как раз сегодняшняя лекция Андрея Владиславовича, она, мне кажется, должна была состояться, потому что это как штрих, завершающий выставку. Потому что эфемерная выставка без рассказывания о ней, без бэкграунда, который должен быть у посетителей этой выставки, она может и не состояться как выставка. А сегодняшняя лекция оказалась именно этим штрихом, который дополнил выставку. И очень здорово, что Андрей Владиславович именно воронежец, поэтому выставка проходит в Воронеже. Когда свои люди такого уровня как Андрей Владиславович, это придаёт солидности выставке. Ну и тут, конечно, много очень знакомых для меня лиц, я предполагал, что они все тут будут, поэтому это оказалось лишним поводом для встречи. Я предполагал, что мероприятие пройдёт именно так, потому что я знаю, что литературный музей любит проводить подобные встречи неформально: когда не один человек вещает что-то, а в формате диалога. Дмитрий Станиславович очень хорошо дополнил Андрея Владиславовича, как раз в духе того, что проводит литмузей. Я этого ждал, мои ожидания оправдались».


Мы не смогли обойтись и без комментария людей старшего поколения, поэтому побеседовали с Ираидой Владимировной и Татьяной Петровной: «С молодости Высоцкого знаем. У нас у всех его сборники есть, периодически читаем. Само мероприятие хорошо прошло, нам интересно было. Насыщенно, всё по тематике. Хорошо говорил представитель университета. Очень понравилось нам. Мы не жалеем ни сколько, что пришли. Просто ставим «5» с плюсом».


К слову, среди посетителей творческой встречи были представители разных возрастов, значит, наследие Владимира Семёновича актуально до сих пор и будет жить ещё долго. А все желающие посетить выставку «Колея эта – только моя…», рассказывающая о жизни и творчестве барда, поспешите, она будет проходить до 27 июля. Также литературный музей приглашает поклонников актёрского таланта Высоцкого 26 июля в 18:00 на бесплатное мероприятие «Жить можно, жить нужно» (12+), где будут рассказаны интересные факты об артисте и продемонстрированы фрагменты кинолент с его участием.


Диана Кирилюк 

 

Новости на Блoкнoт-Воронеж
1
1