Воронеж Четверг, 12 декабря
Общество, 02.10.2024 21:00

Почему они это делают, или Как распознать «школьную ярость» и предотвратить беду

Есть время, чтобы успеть помочь


“Почему они это делают”: такой вопрос возникает в голове, когда становится известно о нападении детей на школы. К сожалению, подобное случается. Например, 16-го сентября челябинский мальчик пришёл к одноклассникам с молотком.

Какие дети склонны к насилию, на что обратить внимание родителям и педагогам и главное, ждут ли ребята, что их остановят? Всегда ли школьный буллинг является триггером и что делать, если твой ребенок начинает ронять прощальные фразы и спрашивает, где в доме хранится оружие.

На эту непростую, но жизненно важную тему «Блокнот» побеседовал с психологом, организатором воронежского центра «Психея» Ольгой Пономаревой.


«Тихие» дети

Специалист подчеркивает, что в России у тех, кто берет в руки оружие, часто отмечали признаки депрессии и психопатологий. Это часто дети-невидимки.

Массовые демонстративные акции – попытка привлечь внимание к своей проблеме, через поведение говорить о себе. Обида, фрустрация, желание мести часто считаются важными мотивами школьных нападений, – отмечает психолог.


Как зарождается план

Будущие преступники начинают вынашивать идею о нападении задолго до ее осуществления. Оно видится им способом решения своих проблем, в силу психопатологий ребята считают такой выход допустимым.

Они могут говорить о том, что «пришло время возмездия» или «скоро все закончится».

Почему они нападают и какие общие черты присутствуют

Организаторы массовых нападений видят свою миссию в том, чтобы доказать что-то людям. Нередко подталкивает человека на необудманный поступок очень сильная, иррациональная, неадекватная обида на социум в целом.

Схожести:

– склонность к скрытой агрессии, к циничным высказываниям и чрезмерной жестокости, по большей части в соцсетях. При этом дети не выражают агрессию открыто;

– инфантильность с завышенными ожиданиями относительно семьи и школы, общества и мира в целом;

– проблемы во взаимоотношениях с противоположным полом;

– склонны к сверхценности себя, ощущают себя «Богом», остальных – «биомусором». Проповедуют ненависть ко всему человечеству, видят своей миссией показать что-то, доказать людям. Отсюда массовость акций.

А может, они жертвы буллинга?


Бытует мнение, что часто дети-преступники мстят своим школьным обидчикам таким образом. “Блокнот” постарался выяснить ответ на этот вопрос.

– Более 80 % совершивших нападения на школы испытывали на себе давление, издевательства, были жертвами травли, перенесли побои или ранения. Однако нельзя считать буллинг единственной причиной нападений на школы: по другим данным, травля, в том числе в форме игнорирования, встречалась всего в 50 % случаев. Некоторые ребята сами организовывали травлю, не только являлись ее жертвами, – рассказывает Ольгой Пономарева.


А что в семье?

Мы решили узнать, действительно ли будущие преступники чаще всего растут в неблагополучных семьях (от явной дисфункции до скрытого насилия и холодности), либо это стереотип?

По словам психолога, проблемы действительно есть.

Я не верю в то, что в семье с глубоко простроенными семейными связями, где есть глубочайшее принятие друг друга и поддержка, вырастет ребенок, который понесет свои проблемы не в семью, а в социум, да еще и в таком виде. Другое дело, что семьи сейчас очень истощены, оказываются без поддержки, родители перегружены требованиями других и самих себя. Родителя сами часто в депрессии, субдепрессивном состоянии, подавлены и обессилены. Или умеют заботиться о себе и о детях только функционально: что-то делают, – рассказывает специалист.

Психолог говорит, что не всегда проблемы видно невооруженным взглядом. Но это не значит, что их нет.

Хороший пример – фильм «Что-то не так с Кевином» (18+), 2011 г. Режиссер Линн Рэмси. Специалист говорит, что это очень показательная история, когда во внешне благополучной семье вырастает сын-убийца отца, сестры, одноклассников. Все это подросток сделал ради того, чтобы мама признала и увидела его.


«Скоро вы все поймете»


Как педагоги и одноклассники могут понять, что рядом с ними потенциально опасный ребенок?

Оказывается, они ничего не скрывают. Специалист отмечает, что задолго до настоящего нападения дети начинают говорить о своих планах. Стараться обратить на себя внимание.

Ребята могут напрямую шутить на тему убийств, составлять и демонстрировать списки своих будущих жертв, высказывать конкретные угрозы и искать сообщников, вести тетрадь или записную книжку, в которую записывают имена других людей с агрессивными высказываниями в их адрес (либо оставляют «негативные» рисунки), проявлять интерес к неприятным зрелищам, сценам насилия.

Интерес к оружию

Психолог рассказывает, что дети даже могут прямо спрашивать у родителей, где дома лежит оружие и как к нему добраться.

Специалист отмечает, что если вдруг ребенок начинает задавать странные вопросы, это мощный толчок, чтобы обратиться к специалистам.

Идеальный вариант – позвонить по телефону доверия.


«Я сегодня из школы не вернусь»

Похожие фразы часто могут ронять дети, отправляясь на преступление. Также стоит обратить внимание на предшествующее поведение. Если вдруг ребенок стал часто говорить, как он вас любит, раздавать свои вещи, совершать другие ритуалы прощания – это плохой признак.


Педагоги могут предотвратить преступление?

Если педагог замечает, что про какого-то ребенка он регулярно забывает, теряет ощущение связи с ним, если ребенок все более замыкается в себе, печален или часто один, без друзей, если педагог не может описать ребенка, ни позитивно, ни негативно, то это признак неблагополучия ребенка, потери его связи с миром, и на него нужно обратить повышенное внимание, – рассказывает Ольга Пономарева.


Как понять, что твой ребенок может натворить бед?

Если вы, как родитель, внезапно замечаете, что вам не хочется видеть ребенка, что вам все равно, что с ним, что вы устали от общения с ним, что вы больше злитесь на него, чем хотите общаться – это явный признак нарушения контакта. А все проявления одиночества детей следует замечать на самых ранних его стадиях, не дожидаясь явного проявления событий. Дети могут быть агрессивно настроены: явно или скрыто, – комментирует специалист.

Красные флаги потенциального нападающего



Селфхарм

Ребенок начал вести себя очень странно, резать руки, вещи, якобы нечаянно стукаться или биться – это признак скрытой агрессии к себе, которая может повернуться на людей. Родители могут чувствовать, что ребенок отталкивает их, прерывает контакт. Не каждая изоляция приведет к расправе, но это – явный признак неблагополучия.


Странные аккаунты


Стрелки часто являются членами сообществ, которые разжигают их экстремизм, подстегивают его, подпитывают. На такое противостояние обществу трудно решиться в одиночку.

Страшно, когда подростки интересуется информацией, содержащей описание методов и способов убийства, изготовления оружия и взрывчатки. В социальных сетях в качестве аватарок и статусов использует фотографии известных скулшутеров, серийных убийц или даты нападений.


Удаленный аккаунт – бьющий набат

Если подросток внезапно удаляет аккаунт, это является критически важным маркером, указывающим на последнюю стадию подготовки мероприятия.


Чем помочь

Можно пойти к психологу, обсудить сложности отношений, обсудить со вторым родителем, родственниками, друзьями, самим ребенок возникшие трудности. Ребенок-шутер – это ненужный ребенок. Глубокие связи в семье, открытость – это способ удержать ребенка от крайних проявления своих чувств. Ребенок поделится ими с родителями. Помощь специалистов: неврологов, психиатров, дефектологов – неоценима.

И не забывайте про телефоны доверия. Часто это самый просто и доступный способ обратиться за помощью. Важно, чтобы у ребенка был доступ к контактам бесплатных психологов. Это не решит вопрос глобально, но может стать первой ступенькой для решения проблемы.

Родителям также не стоит стесняться просить помощи, если они видят пугающие признаки в поведении ребенка. Главное – вовремя предотвратить трагедию для всех сторон.


Собираясь в школу с оружием, ребенок ждет, что его остановят, либо на этом этапе это уже невозможно?

Я думаю, любой человек, тем более ребенок, в глубине души желает быть принятым обществом, любить и процветать. Потому дети и оставляют следы о себе, а мы, взрослые, не замечаем их. Я убеждена, что интуитивно каждый родитель знает, что с ребенком что-то не так. Нужно просто быть честными с собой. Признавать свои ошибки. И любить своих детей. Тогда вы сразу почувствуете, когда ребенок на грани срыва, противодействия обществу и сможете вовремя прийти на помощь., – рассказывает психолог Ольга Пономарева.




Беседовала Екатерина Кочетова


Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Рубрика "Комментарий дня" Воронеж  
0
0