Проект музея Мандельштама в Воронеже разделил литературоведов на два лагеря
Читайте также:
- В ноябре в Воронеже пройдет экскурсия по мандельштамовским местам (09.10.2016 14:01)
- Наследие Осипа Мандельштама в Воронеже вытесняют новостройки и бизнес (15.01.2016 13:40)
- Доцент Александр Житенев: Ссылка в Воронеж для Мандельштама стала испытанием и второй жизнью (14.01.2016 20:03)
На тематическом мероприятии одни говорили о чести для нашего города, а местная интеллигенция указывала на непрактичность подобных планов.
9 ноября в Воронежском государственном университете состоялся круглый стол «На пути к созданию музея О.Э. Мандельштама в Воронеже». Он был посвящен знаменитому поэту Серебряного века. Мероприятие проходило в рамках Международных мандельштамовских чтений, на которые приехали ученые из разных уголков планеты.
На круглом столе обсуждались вопросы, связанные с созданием музея Осипа Мандельштама в Воронеже. Этот проект с середины восьмидесятых годов прошлого века существует в планах российского культурного сообщества. Однако на этот счет существуют различные мнения. Журналист «Блокнот Воронеж» пообщался с участниками круглого стола перед его началом и услышал следующее:
Лео Бунтару (председатель Союза писателей Кишинева республики Молдова, переводчик литературы русского авангарда на румынский язык):
- Я уверен, что этот музей будет. Как бы медленно ни шло осветление иных умов, постепенно у людей появляется стойкое понимание — Мандельштам относится к великим людям. Он делает честь городу Воронежу. На этот счет не надо на этот счет даже спорить. Отмечу, что Мандельштамовские чтения являются неким прологом для будущего музея поэта в Воронеже. Я буду рад присутствовать на его открытии!
Павел Нерлер (профессор, председатель Мандельштамовского общества):
- У круглого стола было два отдельных, но все же, связанных друг с другом, концентра. Первый них — это Мандельштам в Воронеже. Здесь участники услышали много нового, и даже я, кто занимался жизнью и творчеством поэта десятилетия, услышал много интересного во время докладов и кулуарного общения. Второй же концентр — это подготовка к тому, чтобы грамотно поставить перед властью вопрос о создании музея Мандельштама. Чиновники могут не читать поэта, но они не могут не понимать, что для Воронежа он — бренд. Когда люди слышат о вашем городе, то у многих перед глазами возникает не авиазавод, а Осип Эмильевич Мандельштам. На это власти просто обязаны реагировать. Мы рассчитываем на то, что они это сделают.
Эндрю Рэйнолдс (профессор Висконсинского университета):
- Много лет назад я стажировался в Воронеже. Здесь и появилась моя любовь к Осипу Мандельштаму. Я читал его перед своими соотечественниками, перед американскими преподавателями. Мандельштам — великий поэт, который повлиял на всю мировую литературу. Я считаю, что, если в Воронеже появится музей поэта, то это будет очень хорошим начинанием. Так и должно быть. В ваш город будет приезжать много людей из других регионов России, а также из заграницы. Я бы с удовольствием побывал на открытии музея Мандельштама.
Йозеф Горетить (заведующий секции русского языка и литературы Института славистики Дебреценского университета в Венгрии):
- Вы знаете, областной Литературный музей имени Никитина состоит из шести подразделений. Мне кажется, что для их посетителей было бы лучше посмотреть не только маленькую выставку, а целый музей Мандельштама. Я, конечно, вмешиваться в эти дела не могу. Я знаю, что это может повлечь и финансовые проблемы для вашего региона, и возникнет вопрос помещения. Однако, лично я хотел бы создания подобного музея. Мандельштам — крупный поэт мировой литературы XX века. Он вполне заслужил персонального музея в городе своей ссылки.
Олег Ласунский (воронежский краевед, писатель):
- Надо сказать, что желание иметь мемориальный музей Осипа Мандельштама возник в нашем городе сразу с начала горбачевской перестройки. Затем, в 1993 году я опубликовал в воронежской газете «Независимый курьер» статью на эту тему. Тогда проблема музея стояла остро. Все дело в том, что летом 1994 года в Воронеже проводились Международные мандельштамовские чтения.
Вообще, на заре перестройки головы воронежской творческой интеллигенции озарялись мечтами о светлом будущем. Мы думали, что все будет хорошо и прекрасно. Сразу же обратили внимание на два места, связанных с воронежским периодом Мандельштама. Это был дом на переулке Швейников и квартира на Фридриха Энгельса, 13. Обсуждение будущего музея носило более теоретический, нежели практический характер. Хотя, уже была достигнута договоренность с владелицей квартиры на Фридриха Энгельса. Власти должны были дать ей новую жилплощадь в центре города, а она предоставила бы прежнюю под мандельштамовский музей. Однако мы наивно заблуждались. У мэрии ресурсов на реализацию этих планов не было.
Прошли годы, и сейчас, в более прагматичной путинской России, я не вижу возможностей для создания музея Мандельштама. Все прочно перешло на рыночные отношения, на Фридриха Энгельса сменились хозяева. Помимо проблем с местом, новое учреждение нечем будет наполнять. Осип Эмильевич вместе с женой все время жил на съемных квартирах. Как таковых вещей от них почти не осталось. Хочу заметить, что в Воронеже есть много других земляческих вопросов, которые надо решать в первую очередь. Что же касается Мандельштама, то пока можно ограничиться и выставкой.
В ходе обсуждения вопросов круглого стола появились и другие идеи. Одна из них – создание единого музея Мандельштама и Платонова. Этот проект, по мнению всех участников дискуссии, имеет большую вероятность воплощения в жизнь в наше время. По материалам круглого стола будет подготовлено обращение к губернатору.
Илья Ершов