Воронеж Пятница, 29 марта
Общество, 17.10.2016 15:45

Сколько стоит казнь Воронежского театра оперы и балета

На 17 октября артисты хора Воронежского театра оперы и балета (ТОБ) назначили забастовку, требуя пересчёта зарплат (некоторым артистам начислили за сентябрь меньше прожиточного минимума) и возвращения в театр главного хормейстера Оперы, дирижера Владимира Кушникова.

17 октября наступило, но забастовка не началась. При этом острота конфликта между администрацией театра, профильным министерством облправительства, с одной стороны, и сотрудниками театра – с другой, не снизилась. Скорее – наоборот. В ходе оперативного расследования журналисты «Блокнот Воронеж» выяснили, что планируемая забастовка – одно из звеньев в цепи затяжного противостояния. Причём речь идёт о том, быть ли театру оперы и балета в Воронеже или не быть?  

Для начала поясним, почему хор отложил забастовку. Дело в том, что после изложения артистами их требований в Оперу для разрешения конфликта пришла специально созданная комиссия, возглавляемая председателем общественного совета при департаменте культуры профессором Брониславом Табачниковым. 


Юрист комиссии объяснила артистам хора, что их заявление о забастовке «составлено юридически неправомерно», и в случае чего могут последовать административные наказания.

Это был кнут, которым пригрозили инсургентам. Пряник посулил сам Бронислав Табачников, который заявил, что до этого  «с людьми плохо разговаривали, а теперь будут хорошо, людям всё объяснят». Отметим, что комиссию, как признался профессор Табачников на встрече с хором, создала личным распоряжением глава департамента культуры Эмилия Сухачева, чтобы решать те вопросы, которые были заявлены в требованиях хора. Подчеркнём, что сама чиновник по-прежнему находится в отпуске.

Комиссия работает в театре около недели. «Решения вопросов» за такой срок, может быть, ожидать и преждевременно. Однако, как сообщают наши источники, и никаких объяснений комиссия пока не дала.

Поговорив с рядом бывших и действующих сотрудников ТОБ (артистов хора, в том числе), у журналистов «Блокнот Воронеж» сложилось своё видение ситуации, с которым редакция знакомит читателей.

– Судя по многолетнему негативному отношению нынешней власти к театру, полное его закрытие было бы наилучшим вариантом решения всех проблем с театром и его коллективом, – рассказывают артисты. – Не потому ли еще в 2013 году особо приближенный культуртрегер Эдуард Бояков в своем эпическом сочинении «Воронежский пульс» заявлял, что театр себя изжил, его надо закрыть, труппу распустить, а после реконструкции здания подумать, что там может быть. Директор театра Игорь Непомнящий выступил против, что явилось одной из причин его увольнения.

По сведениям наших источников, департамент культуры Воронежской области еще в 2012 и 2013 годах давал распоряжение Игорю Непомнящему о сокращении численности работников театра. Бывший директор аргументированно отказал департаменту.

Руководство области всегда понимало, что радикальные меры могут привести к серьезным волнениям, что негативно отразится на имидже региона. Однако сегодня на кону могут стоять слишком серьёзные финансовые интересы.

Всё дело в том, что здание театра давно требует реконструкции, а денег никогда не было. И вот на открытии сезона директор Арнаутов, как рассказали очевидцы, даёт понять, что «наметилась большая подвижка». По театру разнеслась молва, что на реконструкцию здания наконец выделено из бюджета около 5 миллиардов рублей.

Но как сможет функционировать театр на протяжении нескольких лет, пока его здание будет закрыто? Возможна гастрольная деятельность, но опять-таки в каком составе? В общем, сокращение штата сотрудников, переформатирование оперного театра для уменьшения затрат на его содержание – это вполне логичное решение департамента.

И в эту схему укладывается то, что чиновники не первый год «кошмарят» тех, кому важно сохранить Оперу в Воронеже.

Уволили бывшего директора, проигнорировав мнение коллектива, написавшего письмо президенту РФ с просьбой о восстановлении Игоря Непомнящего в должности. Стараниями нового директора Николая Попова и руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Максима Увайдова пытались отобрать здание подсобного помещения театра. Помешал только общественный резонанс.

Назначили в театр художественным руководителем Андрея Огиевского, деятельность которого, по мнению музыкантов, разрушает коллектив изнутри. 


Речь идёт и о скандале, связанном с персональными повышающими коэффициентами солистов, в результате которых театр лишился основных ведущих теноров и постоянного проката нескольких опер. И о скандале с аттестационной комиссией у солистов, в состав которой входили люди, не имеющие представления о сложнейшей профессиональной специфике вокала.

Очень похоже на чистку, чтобы таким образом выполнить указание департамента о сокращении численности работников театра. Профком рассказал о том, что в театре был составлен документ – Положение об аттестации – в котором, вопреки логике и здравому смыслу, заложены надуманные требования, на основании которых может быть снижен квалификационный разряд артистов театра. Худрук лично подбирает в комиссию членов, которые готовы подписаться под любым решением, продиктованным художественным руководителем. При этом пресловутое Положение было подписано бывшим руководителем профкома А.М. Тырзыу незаконно. Во-первых, потому, что срок действия полномочий её, как председателя профкома, истёк 2 апреля 2015 года, а Положение об аттестации было подписано 18 января 2016. И, во-вторых, никакого аргументированного решения профсоюзного комитета по положению об аттестации не было, так как не было и самого собрания профкома. Зато художественный руководитель Огиевский получил в свои руки замечательный инструмент подавления всех недовольных в театре его деятельностью работников. Многие люди, проработавшие в театре долгие годы, просто запуганы и предпочитают молчать.

И вдруг возникает новый скандал, связанный с невыплатами заработных плат артистам хора и увольнением главного хормейстера театра Владимира Кушникова.


Главный хормейстер долгие годы подбирал в свой коллектив талантливых музыкантов-певцов. Многие критики отмечали высокий уровень профессионализма в выступлениях хора как в спектаклях на сцене театра, так и в концертах на других площадках города. Главный хормейстер, как никто другой, знает возможности каждого хориста в отдельности. 

– Все мы его воспитанники, – говорят в хоре. – Именно поэтому в своем большинстве артисты хора встали на защиту Владимира Кушникова, который был против сольных прослушиваний в присутствии предвзятой комиссии, как это было у солистов. Работу артистов хора необходимо оценивать на сцене во время спектакля или же концерта. Основной задачей хориста является не сольное выступление, придуманное Огиевским, а ансамблевое специфическое звучание в хоре, знание и умение исполнять стилистические особенности музыкального материала и, несомненно, артистические способности. 

В письме из Министерства культуры по поводу аттестации написано: «при аттестации творческих работников в необходимых случаях знакомятся с творческими данными и квалификацией работника путем просмотра программ и репетиций, а также путем беседы с работником».

Между тем у нынешнего худрука Оперы, как говорят, есть одно заученное выражение: «я так хочу». Андрей Огиевский захотел, чтобы на месте главного хормейстера, часто критично высказывавшегося в его адрес, была Ольга Щербань, и вот вам, пожалуйста: Кушников уволен. Теперь главный хормейстер театра Ольга Щербань, ради доверия художественного руководителя, готова на многие подвиги. Уже подписала электронный табель учета рабочего времени, и люди не получили заработанные деньги…

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что департамент культуры любой ценой пытается сократить штат сотрудников воронежской оперы. Недавние события, произошедшие в театре, красноречиво это подтверждают. Бюджет в 2016 году сокращен на 9 миллионов, которые ушли на постановку «Дон Жуана»; введена драконовская система электронного учета рабочего времени; заработная плата продолжает оставаться унизительной; все обращения работников к властям, вплоть до президента РФ, остаются не услышанными. А когда артисты пытаются защитить свои интересы и объявляют забастовку, департамент культуры создает «уважаемую комиссию», которая объясняет артистам хора, что эта забастовка юридически неверно оформлена, и всеми силами пытается оправдать действия самого же департамента. Парадокс заключается в том, что люди просят помощи у того, кто их же казнит.

Подведём итог. 

Цель происходящих в ТОБ процессов, по мысли «хора несогласных», выглядит так. Вместо Оперного в Воронеже появляется Музыкальный  театр, что позволяет оптимизировать расходы и избавиться от проблемного коллектива.

Однако пока суд да дело, есть желание освоить хороший бюджет под реконструкцию ТОБ. Если сведения о 5 млрд верны, то это куш, ради которого, как говаривал Шерлок Холмс, любой готов затеять рискованную игру. Интересно, что подавляющее большинство наших читателей (в опросе приняло участие 458 человек) убеждены, что к ситуации в Опере следует подключиться прокуратуре.


Заметим, что когда у руля был Игорь Непомнящий, он просил 800 млн рублей. Но в ответ речь зашла о 2 млрд, и директор отказался подписываться под такой суммой. Реконструкции таких объектов, как театра, могут идти очень долго, закончиться – неизвестно чем, но отвечать за поступившие средства должно конкретное лицо.

«Блокнот Воронеж» продолжит следить за развитием событий.

Виктор Ганик, Егор Ябаров


Новости на Блoкнoт-Воронеж
Персоны: Эмилия СухачеваПерсоны: Андрей ОгиевскийОрганизации: Департамент культуры Воронежской области
0
0