Воронеж Вторник, 05 марта
Общество, 04.12.2023 20:00

Сон несмешного человека

В новом центре культуры и искусства «Прогресс» идёт моноспектакль артиста Камерного театра Георгия Яковлева «Сон смешного человека» (16+).


Консультантом у молодого артиста был Олег Макшанов, совершенного гениальный артист, уехавший во Францию в своё время. Сейчас там он руководит школой русского театра. Не понятно, что это, но звучит весомо. В Воронеже Макшанов был звездой первой величины. Ведущий артист Камерного театра, Заслуженный артист России, на минуточку!

Я видел тот «Сон», посмотрел этот. Что могу сказать. Макшанов, конечно, гений. Но что на его моноспектакле я засыпал, что на этом. Можно предположить, что тут есть моя вина. Возможно - специфика быстро утомляемого организма, которому монологи в театре хуже снотворного.

Монологи меня утомляют. А тут - моноспектакль. На час. Испытание для опытных театралов. И они его прошли с блеском. Были сдержанные мужские крики «браво» и трогательные женские цветы. Стоя хлопали. Всё, как обычно. Публика у нас хорошая. Добрая очень.

Но мне кажется, что так делать театр сегодня - путь к пустому залу. Все первые скоро кончатся, а по второму пойдут только фанаты Достоевского и поклонники несомненно талантливого артиста Яковлева.

Хороший же артист. Тут не докопаешься. Технически безупречный. Он ведет повествование выверено, грамотно. Он пластичен и точен в жестах, движениях, интонациях. Он работает как будто по канонам МХТ 50-х. Смотришь на него и думаешь - ну вот - настоящий драматический артист читает серьезную прозу, а не вот это вот всё - каляда-маляда и прочие навороты.

Но почему же так неудержимо скучно, и ты ерзаешь на стуле, меняешь позы и морщишь лоб, чтобы глаза предательски не закрылись в самый неподходящий момент.

Я смотрел мультфильм оскароносного Петрова по этому рассказу. С голосом Кайдановского за кадром. И понимал, как и сам постановщик, что одним Кайдановским сыт не будешь. Нужен звуковой ряд, делающий историю объемной, нужна картинка, трансформации, дающие динамику и эмоции.

Босой человек в пижаме или, скорее, в исподнем, в плаще и очках на минус десять не сможет удерживать внимание публики больше 20 минут. Что бы он не говорил. И что бы не писал на доске, залезая на стремянку.

Тем более такой странный, нелепый и ни капельки не смешной человек.

Конечно, легко рассуждать из своего зрительского окопа о том, что не так с театром, в котором целый час в одно лицо читается текст Достоевского. И разумеется, у нас нет цели усомниться в качестве этого текста или в таланте артиста. Просто сейчас после Тарантино и Туминаса, после Феллини и Тарковского, после Эфроса и Крымова, после Могучего и Бычкова разве можно делать такой театр? Вернее так: делать можно всё, что угодно. Вопрос один - кто это будет смотреть?

Буду безмерно рад и счастлив, если дело всё-таки во мне. И если я не зритель этого спектакля, это не значит, что его не существует. Возможно он будет жить. Долго и счастливо. Посмотрим? 

Борис Чуйко

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
0