Воронеж Понедельник, 02 декабря
Культура, 01.08.2016 14:31

В Воронежской области на фестивале “Песни Святого лога” сыграли на старинной колёсной лире и крыловидных гуслях

30 июля в селе Новоживотинное Рамонского района прошел XI благотворительный фестиваль “Песни Святого лога”, посвященный народному творчеству и возрождению меценатства.

Организатором мероприятия выступил областной Литературный музей имени И.С. Никитина. Уже ставший традицией с 2005 года фестиваль открылся в Святом логу благодарственным молебном. В это время все зрители и участники, расположившеся на пледах и стульчиках на поляне перед сценой, встали поприветствовать праздник. Следом ведущие фестиваля открыли X юбилейную Архангельскую ярмарку, рассказав о ее особенностях:

- Мы продолжаем давний обычай, начатый в XIX веке в селе Новоживотинное. Проводилась Архангельская ярмарка в центре села. А в настоящее время она проходит в этом живописном месте - в Святом логу. Наша ярмарка - благотворительная: все денежные средства будут использованы только на благотворительные цели. В конце торгового дня ревизионная комиссия подведет итоги: будет принято решение, куда пойдут эти средства.

Пройдя по аллее ярмарочных лавок, я узнавала, что все мастера, показывавшие мастер-классы, продававшие свои товары и раскрывавшие интересные факты истории, приехали на Архангельскую ярмарку из разных частей нашей страны: Богучара, Ельца, Мурома, Калача, Новой Усмани, Рамони, Воронежа и других.


Во время работы ярмарки началась основная программа на сцене в Святом логу: выступали музыкальные коллективы и песенные ансамбли, также приехавшие из многих уголков России: и детские, и взрослые коллективы были одеты в русские и казачьи национальные костюмы, причем похожих красок не было.


Кто-то выходил в ситцевых сарафанах и льняных рубахах, а кто-то - в атласных платьях и казачьих сапогах - будто показывали русское общество XVII-XVIII века в разрезе. Чтобы не сидеть на траве под жарким солнцем, можно было сбегать до Святого Архангельского источника, находящегося рядом в прогалинке между деревьями, и искупаться или набрать воды. А если не хотелось уходить далеко от музыки, то можно было проследить историю фестиваля на выставке фотографий, пообедать у полевой кухни или дойти до музея забытой музыки в конце ярмарки, где хранились старинные русские инструменты. Именно у музея я и оказалась, заметив персональный концерт хранителя реликвий для девочки 5-6 лет в розовом платьице.

- А это что за инструмент? А как он играет? А покажете?

- Смотри, это гусли.

- Нежная музыка! А это что за мешок?

- Это волынка... Так что ты уши закрываешь? Сама просила же!


Наблюдать за детьми - было отдельное развлечение. Но мероприятия фестиваля проходили не только в Святом логу: в это же время вторая программа протекала во дворе и старинном парке Музея-усадьбы Д.В. Веневитинова Литературного музея имени И.С. Никитина.

Усадьба находится в 15-ти минутах от Святого лога. Только на второй раз прохождения пути туда и обратно я догадалась, что можно было сократить расстояние, пройдя через поле. Парни-волонтеры, провожавшие зрителей от одной площадки к другой, к концу дня были настолько уставшими, что остаток времени провели только у холодного источника. Но вернемся к радостям фестиваля. Во дворе усадьбы гостей встречали веневитинским вареньем, воронежским пряником, мастер-классами по выжигу рисунка на камешках, прядению тканей и мини-спектаклем от искусницы игровых кукол.

- Вот куколка со светлыми косами, нарядно одетая. А теперь выворачиваем ее и видим эту же девушку только с изменениями. Нет, она не постарела - она замуж вышла. Теперь косы спрятала под платок и платье надела поскромнее.

- А почему вы ей глаза не нарисовали?

- У славянских кукол было не принято рисовать глаза. По приданиям, если бы кукла стала иметь человеческое лицо, то она могла бы ожить. Этого боялись. Кукол покупали и деткам: например, брали куклу, исполняющую желания, и клали ее в колыбель ребенку. Дети могли долго беречь таких волшебниц. Также кукол дарили на свадьбу. Для этого покупали “неразлучных”: у них одна ручка на двоих - они никогда не разлучатся.


В историческом парке усадьбы в это время проходило авторское выступление бардов из разных городов. На площадку возле белой беседки перед зрительным залом выходили музыканты и исполняли по две самые любимые песни. Олег Джурбей спел свое произведение “Белокаменная Русь”, начав со слов: “Я считаю, что нужно строить храмы не только на земле, но и внутри нас самих”. А Андрей Апаркин исполнял сильным поставленным голосом стихотворение Есенина “Край ты мой заброшенный” под свою музыку на гитаре.

И снова я в Святом логу, слушаю ансамбль "Червлёный яр" из города Ельца. Лауреат международных конкурсов - такому коллективу сложно вырваться из плотной гастрольной программы.

- Мы споем песню “Сормовская дорожка”. Сормово - это район Нижнего Новгорода. Сама песня - из рекрутских. Когда рекрут уходил на службу, то прощался с семьей, молодой женой или любимой девушкой, так что эта песня печальная. Мы привезли ее с Алтая.

На сцену ведущие пригласили хранителя музея забытой музыки - Сергея Плотникова вместе с его женой-помощницей Иустиной:

- Музыкант я поневоле. Я делаю музыкальные инструменты, собираю о них информацию и мне приходится играть на них, потому что мало кто умеет обращаться со старинным инструментом. Я сыграю на колёсной лире, существующей на Руси с XVII века. Этот инструмент был популярен в XIX веке, а дожил до 1960 года. Играли на нем музыканты на ярмарках либо ходили по деревням и исполняли под него песни. Мы пришли к вам лирняками, сейчас я исполню песню, которая сочинила моя жена. А вот этот инструмент - гусли крыловидные. “Русская музыкальная газета” в 1906 году писала о двойных струнах у таких гуслей. На гуслях мы споем песню "Торжествуй, город Воронеж", посвященную Митрофану Воронежскому.

Фестиваль до конца дня хвастался цветными платьями и звонкими голосами. А засыпал он под гала-концерт и костровую программу.

Ольга Козлова

 

Новости на Блoкнoт-Воронеж
События: ФестивальСобытия: Развлечения
0
0