В Воронежской области врачей принуждают учиться на спасателей
Журналисты сайта Блокнот Семилуки попытались разобраться, почему у жителей отдаленных сел много претензий к работе скорой помощи: едет долго, а может и вообще не приехать. Для этого наши коллеги встретились с коллективом скорой. Оказалось, что проблем у медработников очень много (как говорится, без бутылки не разберешься). И в причинах плохой работы скорой виноваты не врачи и не фельдшеры, а руководство центральной районной больницы. Публикуем расследование журналистов Блокнот Семилуки.
Врачи и фельдшеры семилукской «скорой помощи» устали бороться со своим руководством
Оказывается, в конце июня прошлого года вступил в силу новый приказ Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе специализированной медицинской помощи». Этот документ вводит строгий норматив — 1 бригада должна обслуживать 10 тысяч человек, не больше. В Семилукском районе – 6 бригад на 67 тысяч жителей. Получается, что нормы приблизительно соблюдаются. Однако, если, к примеру, «скорая» из села поехала в Воронеж, чтобы доставить пациента в областную больницу, а из того же или соседнего села поступил еще один вызов, то бригаде медиков придется выезжать уже из Семилук.
Работники «скорой помощи» неоднократно говорили руководству районной больницы о необходимости формирования 7-ой бригады. Главный врач Александр Гончаров обещал, что дополнительная бригада будет сформирована «при кадровой возможности». Когда же появится эта возможность – неизвестно.
Согласно новому приказу министерства, в состав бригады «скорой помощи» должны входить или два фельдшера и санитар-водитель, или фельдшер, медсестра и санитар-водитель. Однако в Латной, Стрелице, Нижней Ведуге и Землянске – везде, где есть медпункты, — фельдшеры уже много лет работают в одиночестве, иногда даже круглые сутки. Понятно, что это создает трудности: падает качество оказания медицинских услуг.
При таком положении, когда вместо двух фельдшеров работает один, в Воронеже этому медработнику начисляется доплата в размере 80% оклада. А в Семилуках работники «скорой» перерабатывают совершенно бесплатно: ни дополнительных выплат, ни компенсаций. Лишь совсем недавно главврач пошел навстречу своему персоналу. Александр Гончаров поднял зарплату на 50% фельдшеру и медсестре в городском поселке Стрелица за то, что люди были вынуждены работать с нарушением графика. Однако они работали сутки через сутки с сентября, а доплату Гончаров ввел только с марта.
По заявкам гаишников и полиции сотрудники «скорой» также обязаны проводить пробы на алкогольное и наркотическое опьянение. Пробы эти занимают немало времени — от 40 минут до часа. И если в период проведения этих проб поступает вызов, то его приходится откладывать. Получается, что из-за одного пьяного водителя или задержанного с поличным наркомана страдают обычные люди…
В Семилукском районе «скорая» вынуждена круглосуточно выезжать к уже умершим больным — для оформления справок о смерти. Хотя это обязаны делать специализированные работники при поликлинике, а фельдшеры «скорой» могут ездить для «констатации смерти» только после 5-ти вечера – об этом тоже записано в приказе Министерства здравоохранения.
Но главный врач Семилукской ЦРБ, видимо, считает, что нагрузка на персонал «скорой» у нас в районе еще не достаточна. Недавно он решил осуществить новую затею. Александр Юрьевич принял решение, что врачи и фельдшеры теперь могут работать еще и как спасатели. Он издал приказ, в котором рекомендовал всем работникам «скорой помощи» пройти соответствующую аттестацию на базе Медицины катастроф. В приказе говорится, что аттестация добровольна, однако на собрании, в устной форме, Гончаров был категоричен: «Никаких отказов не принимаю». Со слов присутствовавших, он пообещал уволить тех сотрудников, которые откажутся становиться спасателями или не смогут этого сделать по состоянию здоровья.
«Зачем нам это надо?» — возмущаются медработники. – «Тогда нам придется выезжать на все аварии, пожары, заходить в зону ЧС. А если балка на медработника упадет? Нас же не страхуют, как спасателей МЧС. И доплачивать за риски никто не собирается».
Вскоре выяснилось, что из врачей собираются сделать спасателей не случайно — главврач решил организовать на базе семилукской «скорой» аварийно-спасательное формирование. В этом у Гончарова есть личная заинтересованность: тогда больница получит дополнительное финансирование. Узнав об этом, медработники не выдержали и написали заявление в прокуратуру. В настоящий момент по факту принуждения к аттестации проводится проверка.
Еще одна причина того, что «скорая», по мнению сельчан, не торопится на вызовы – в изношенности автотранспорта. Все машины должны быть класса «Б», а фактически на балансе семилукской «скорой» находятся 4 автомобиля класса «А» («буханки» вместо «ГАЗелей») и 11 – класса «Б». Кроме того, всем машинам по 6-7 лет, а по нормативам срок эксплуатации транспорта не должен превышать 5-ти. «Раньше бывало и такое, что водители и врачи пользовались машиной для своих нужд», — рассказали нам в землянской амбулатории. – «Бывало, что нужно на вызов ехать, а на служебном транспорте поехал врач-терапевт на прием к больному. Теперь автомобиль выдается только с разрешения руководства больницы».
Список нарушений, который имеется в Семилукской больнице, можно еще продолжать и продолжать. Так, здесь до сих пор нет кабинета неотложной медицинской помощи. Вернее, он есть – но только на бумаге.
А недавно в больнице придумали новую систему диспетчерской службы. Точнее сказать, эта система уже давно существует за границей — и успешно работает. Выглядит это так: поступающий вызов фиксируется в компьютере, с помощью спутниковой системы навигации определяются ближайшие к адресу машины, и диспетчер передает им информацию. Затем все сведения о пациенте отправляются в больницу, и там, пока его везет «скорая», уже готовы к его встрече. У нас же из всей цепи оставили лишь одно звено: поставили в диспетчерской старенький компьютер. Сейчас вызов записывает фельдшер, поскольку, по закону, это имеет право делать только человек с медицинским образованием. Потом сидящая рядом девушка-оператор вносит информацию в компьютер. Но, по мнению Александра Гончарова, два человека в диспетчерской – это накладно. Диспетчеры боятся, что операторов ЭВМ могут перевести на работу в поликлинику. Ведь, в основном, в единой диспетчерской службе работают люди пожилого возраста, и многие из них вообще не умеют работать с компьютером. А ведь и опытному пользователю может оказаться тяжело одновременно и вести базу, и отвечать на звонки, тем более когда телефоны разрываются.
Заметим в скобках, что главврач Семилукской больницы Александр Гончаров является «по совместительству» депутатом районного совета и лидером местного отделения «Единой России». Так что понятно, как эта партия реализует в районе национальный проект развития здравоохранения…
«Руководство относится к нам, как к рабам», — говорят медики. – «Что нам делать? Бастовать мы не имеем права – это наказуемо. С главврачом не поспоришь. Возможна либо игра, либо война. Подождем результатов прокурорской проверки…».
На фото
в семилукской больнице «скорая» до сих пор ездит на «буханках» (слева) вместо «газелей» (справа)
Новости на Блoкнoт-Воронеж