Воронеж Пятница, 07 февраля
Общество, сегодня, 11:00

В жертву застройке: в Воронеже сами создали проблему, которую теперь не могут решить

Трамвая нет, метро оказалось сказкой.

Мэр Воронежа Сергей Петрин в интервью главному редактору «Блокнот Воронеж» Владимиру Смехнову по итогам 2024 года обозначил ключевую проблему столицы Черноземья на сегодняшний день. Это — транспорт.

В первую очередь, конечно, речь про транспорт общественный. Стоит ли говорить, что именно к нему у воронежцев много вопросов. Речь и про сам подвижной состав, и про качество услуг, и про количество. В общем, от ржавых «Пазиков» до перебоев с вечерними рейсами — всё это не первый год волнует горожан.


Но не стоит забывать, что воронежские власти и сами приложили руку к формированию данной ситуации. Ведь элементарная логика диктует: если чего-то не хватает, то его надо давать больше.

Но в Воронеже вышло наоборот. Вместо того, чтобы развивать виды пассажирского транспорта, в 2009 году мэрия окончательно уничтожила трамвай.

Хотя сам процесс запустили за 8 лет до этого. С подачи мэра Александра Ковалева сначала начали разбирать рельсы на Московском проспекте. Глава города тогда объяснял подобные меры следующим образом: «… этот вид электротранспорта оказался слишком затратным и малоэффективным» и такой фразой: «Трамваи — экологически очень грязный вид транспорта».


В последующие годы закрывались трамвайные маршруты и депо, демонтировали рельсы. В общем, сворачивали инфраструктуру, на создание которой было потрачено немало сил и времени. И денег.

Как сообщили «Блокноту» в мэрии Воронежа, перед началом ликвидации в 2001 году протяженность трамвайных путей составляла 170 километров. Их демонтаж проводили «порциями» в течение 14 лет, а последние значимые участки демонтировали в 2015 году.

В те годы весь процесс снятия рельсов оценили в колоссальную сумму — миллиард рублей. При этом, как писал «Блокнот» в 2012 году, почти столько же предлагали потратить участники общественного комитета «Воронежцы – за трамвай» на возрождение и строительство линии из Юго-Западного района в Северо-Восточный через центр. Но чиновники не поддержали эту идею. 


И не удивительно, ведь поговаривали, что ликвидация трамвая — это не столько «борьба с пробками» (насколько удачно, вы видите сейчас каждый день), но и способ подвинуть конкурента маршруток, набравших популярность в нулевые и десятые годы.

Ничего личного, только бизнес.

Но не только маршруточные короли получили свой профит от того, что трамвай схлопнулся. Если копнуть немного в историю, совсем неглубоко, то можно выяснить, что на территории Воронежа действовали три трамвайных депо: на 9 Января, Кулибина и Кривошеина.

Кроме того, функционировал ремонтный трамвайно-троллейбусный завод (ВРТТЗ). То есть была вся необходимая инфраструктура. 


Фото: BVF.ru

«Блокнот Воронеж» спросил мэрию, а что же со всем этим стало?

После уничтожения трамвайной сети бывшие территории объектов трамвайной инфраструктуры активно используются для реализации строительных проектов, преимущественно жилое строительство.

Территория бывшего трамвайного депо № 1 на ул. 9 Января, по информации из открытых источников, в 2003 году на безвозмездной основе передана для освоения. К началу 2013 года все строения за исключением двухэтажного здания, построенного в 1996 году (в настоящее время в нём расположено управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области)? на участке бывшего депо снесены. В период с 2010 по 2017 на земельных участках общей площадью 2,5 Га успешно реализован коммерческий проект – строительство ЖК «Квартет», объем инвестиций в который оценивается в 3,2 млрд рублей. В настоящее время стоимость квадратного метра в данном ЖК составляет около 120-150 тыс. рублей. В рамках проекта застройщиком введено в эксплуатацию более 74 тыс. кв.м площадей.

Территория бывшего трамвайного Депо № 2 на ул. Кулибина после закрытия в 2002 году разделена на множество участков и распродана частным лицам, сейчас там расположены различные ремонтные мастерские, организации, бывшие строения используются для торгово-производственных и складских нужд.

Территория бывшего трамвайного Депо № 3 на ул. Кривошеина также застроена высотным жильем. В мае 2007 года в ходе распродажи имущества в рамках банкротства МУП «Воронежгорэлектротранс» эта территория продана компании «СинтЭК» за 47,9 млн рублей, что даже по нынешним меркам звучит весьма дешево для таких масштабов.

Начиная с 2016 года, на территории бывшего трамвайного депо № 3 реализовано несколько коммерческих проектов, общий объем инвестиций в которые оценивается в 5,9 млрд руб. Стоимость квадратный метра в данном районе составляет 120-150 тыс. рублей.

В период с 2016 года по 2020 года на земельных участках общей площадью 3,2 Га компанией ООО СЗ «Адмирал» с участием ООО «ЖБИ2-Инвест» (структура ОАО «ЖБИ-2») построен ЖК «Адмирал». Общая площадь, введенная в эксплуатацию, составила 128 тыс. кв.м.

На земельном участке общей площадью 2,8 Га застройщик - ООО «СЗ «Ретро» (входит в группу компаний «Крайс») возвел ЖК «Трамвай Желаний», в который вошло семь 9–17-этажных домов, общей площадью 65,6 тыс. кв.м.

До конца 2026 года ООО СЗ «Силени», входящая в группу компаний «Крайс», планирует сдать в эксплуатацию новый жилой комплекс «Галилей». Три многоквартирных 25-этажных дома общей площадью 32,9 тыс. кв.м. возводятся на земельном участке общей площадью 1,2 Га.


"Трамвай Желаний", фото ГК Крайс

Уникальный в своем роде ВРТТЗ тоже застроен высотными жильем. Цена квадратного метра — от 100 тыс. рублей. В 2006 году имущество предприятия продавали со скандалом. «КоммерсантЪ» писал, что в последний момент перед аукционом лот разделили, сделав его непривлекательным для большинства покупателей. Один из тогдашних потенциальных участников торгов даже обратился к прокурору области Александру Пономареву, губернатору Владимиру Кулакову и главному федеральному инспектору Павлу Кораблеву.

«В обращении предполагается, что цена ряда объектов лота занижена по сравнению с оценкой, проводившейся за полгода до начала процедуры банкротства при заключении договора безвозмездного пользования с ГУП «Воронежобллизинг»», – писало деловое издание.

В итоге ВРТТЗ выставили на торги за 8,7 млн руб.

Таким образом, суммарно в проекты застройки на месте бывших депо и ВРРТЗ по оценкам экспертов было вложено 12,9 млрд рублей.

Если учесть, что стоимость земли обычно составляет 13-15 % от цены проекта, то можно предположить, что бюджет не досчитался порядка 2 млрд рублей.



Да, это был длительный процесс, занявший не один год. Первые два трамвайных парка закрылись еще в начале нулевых, а третий функционировал дольше, но в итоге и его ждала аналогичная судьба.

Возникает вопрос: а кто получил выгоду от ликвидации целой ветви общественного транспорта, просуществовавшей аж 83 года? И это в то время, когда во всем мире делают ставку именно на электрические средства передвижения.

Вроде как боролись с пробками, но их стало еще больше. Хотели сместить акцент на автобусы — так они сегодня в буквальном смысле не вывозят.

Кормили сказками про метро вместо трамвая — проект свернули.

Хотели освободить Московский проспект, но в итоге сделали выделенки, и теперь по нему планируют запустить метробус. Хотя точно так же могли бы оставить и рельсы.

В общем, то ли это непоследовательность власти, то ли конкретный умысел, но по факту ликвидация трамвайного движения не дала Воронежу вообще ничего, кроме новой точечной застройки высотными ЖК.

170 километров железнодорожного полотна (а где они?), два десятка маршрутов и почти три сотни единиц подвижного состава — всё это в прошлом.

Кстати о рельсах.

Сейчас 12,5 метров сильно бэушных рельсов стоят порядка 50-60 тыс. рублей. Если учесть, что в Воронеже трамвайная сеть имела протяженность 170 километров, то это 340 километров рельсов (по две колеи). Путем нехитрых математических вычислений (340 000/12,5*50 000) можно предположить, что сегодня их стоимость была бы на уровне 1 миллиарда 360 млн рублей. Где эти деньги? Они вернулись в бюджет города?

 И что в итоге получается?

В 2001 году воронежские власти запустили процесс уничтожения трамвайной системы, официальной причиной были названы имевшиеся долги предприятия, износ фондов и общее устаревание трамвайного транспорта в мире. 

Трамвайная система была полностью закрыта в 2009 году, при этом был затрачен миллиард рублей на демонтаж рельсов, стоимость которых составляет порядка 1,36 миллиарда рублей, а реализация («перераспределение») земельных участков, на которых ранее находились трамвайные депо, проведена таким образом, что бюджет, вероятно, недополучил более 2,5 млрд. рублей. 

Итого в совокупности бюджету мог быть причинен ущерб на сумму около 5 млрд рублей, а ведь по подсчетам общественного комитета «Воронежцы – за трамвай» для сохранения и модернизации трамвайного движения в те годы требовалось всего порядка 1 млрд рублей. 

В редакции генерального плана, утвержденного в 2008 году, предусматривалось сохранение трамвайной сети, а в реальности Воронеж стал единственным миллионным и крупнейшим в России и Европе городом без рельсового городского транспорта.

И кто же все-таки получил наибольшую выгоду от уничтожения трамвая? Этот вопрос открыт до сих пор. 

Степан Иванов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
1
1