Воронежская художница Екатерина Тамбовцева: «Меня вдохновили пенсионерка с сигаретой и мужчина без штанов»
Читайте также:
- Секретами борьбы с быдлячеством в ночных клубах поделился самый известный фейсконтрольщик Воронежа (07.11.2016 16:32)
- Сергей Хоц: «В Воронежском перинатальном центре женщины не кричат, потому что рожать уже не больно» (01.07.2016 14:15)
- Директор воронежского центра помощи диким животным: «Я кусала волка за нос и уши, чтобы показать, что я главная в стае» (22.06.2016 09:00)
Корреспонденты "Блокнот Воронеж" продолжает знакомить вас с интересными людьми нашего города. На этот раз героем нашей постоянной рубрики "Лица нашего города" стала воронежская художница Екатерина Тамбовцева.
Мимо её картин невозможно пройти мимо. В портретах людей читается абсолютная безнадежность и высокий профессионализм автора, который постарался через одну картину передать целую историю человека, его жизненный путь.
Специально для "Блокнот Воронеж" Катя рассказала, каково жить молодым художникам, почему ей нравится рисовать маргиналов, и каково это работать с DreamWorks и Disney.
- Катя, недавно была на выставке молодых художников и заметила вашу картину "Жители Воронежа". Как появилась идея её создания?
- Я не ставила перед собой цели нарисовать жителей Воронежа. Но как-то я дала себе задачу - натренировать память, больше запоминать. И начала больше обращать внимание на людей, которые живут вокруг меня, на всякие мелочи и детали. Когда люди видят эту картину, они говорят, что она их шокирует.
- Почему?
- Потому что, когда ты слышишь "Жители Воронежа", надеешься увидеть мамочек с детьми. А я пошла от обратного и изобразила маргинальную прослойку общества, которая меня очень поразила. Как-то я прогуливалась по проспекту Революции рано утром и увидела, как переходит дорогу пожилая женщина с сигаретой в зубах. Машины ей сигналили, она не обращала на них никакого внимания. Это очень запомнилось, и я её нарисовала. Потом увидела на улицу мужчину без штанов. Разве вас это не шокирует?
- То есть это всё реальные люди?
- Да, и знаете, мне нравится изображать именно маргиналов. Они очень сильно отличаются от других. На мой взгляд, в Воронеже, за исключением молодежи, живут консерваторы, а у маргиналов совершенно другая жизнь. Мои герои удивительные. И мне всегда очень приятно, когда мои знакомые говорят: "О, я знаю этого мужичка! Он поет песни около перехода!" Но я бы никогда не подумала, что эта картина соберет так много откликов вокруг себя.
- А где вы черпаете вдохновение?
- Вдохновение - это фигня и сказки. Берешь или рисуешь. Не хочешь рисовать - не рисуешь. Хочешь, но не можешь? Надо брать и рисовать! Нет идей? Выйди на улицу, понаблюдай за людьми, поизучай анатомию. Рисование - это очень трудоёмкий процесс, в которого нужно много вкладывать. Нужно много учиться и много рисовать, чтобы что-то получилось по-настоящему стоящее.
- А что вы вкладываете в свои картины?
- Если я скажу, что душу, будет слишком пафосно? (смеется). На самом деле сначала рождается идея, а уже потом она начинает обтекать всякими интересными деталями. Я всегда думаю: где мой герой может жить, чем он занимается, что у него происходило в жизни. И исходя из этого картина становится живой, а люди смогут увидеть в глазах моего героя чувства, жизненный опыт и какие-то эмоции. Часто бывает, что художник не вкладывает в картину чувств, он просто не понимает, кто его герой. Тогда картинка получается откровенно никчёмной.
- На выставках люди "читают" эти истории, которые вы изображаете в своих героях?
- Кто-то да, в основном. А кто-то нет. Но я не обижаюсь не в коем случае, потому что если человек что-то не понял, значит я плохо донесла свою мысль. В следующий раз постараюсь сделать это более точечно.
- Вы рисуете всегда выразительные глаза, прорисовываете мелкие детали. Это, наверное, кропотливый труд...
- Это непросто, да. Но нужно работать! Мне нравится это делать. И стариков рисовать намного сложнее, в них вкладываешь намного больше, чем в гладенькие молоденькие лица. Тут не надо врубаться в морщинки, во взгляд и так далее.
- Мне кажется, что вы бы нашли себя в рисовании виртуальной реальности для компьютерных игр.
- Ооо, нет-нет-нет. Это точно не для меня. Мне нравится рисовать книжные иллюстрации, плакаты, картинки для компьютерных игр, нравится рисовать людей. А виртуальность это не для меня.
- Многие ваши рисунки очень напоминают её.
- Да, это всего лишь иллюстрации к играм. Это плакаты и карточки для игр. Я наблюдаю за людьми, выискиваю в каждом какие-то черты, которые могут быть присущи герою, которого мне заказали нарисовать, и уже из этого составляю образ и рисую картинку. Но так было не всегда. Раньше я вообще рисовала этикетки на карандаши (смеется).
- Этикетки на карандаши?
- Да (смеется). Мои родители всегда хотели, чтобы у меня было юридическое образование. Из-за этого я пошла на юрфак, но когда поняла, в какое общество я вступаю и в какой атмосфере я буду обитать, отказалась от этой идеи. Я всегда говорила о том, что хочу стать художником, но все были категорически против. Потому что риски тут очень большие. И когда я поступила в Педагогический университет, и закончила его, пришлось искать работу такую, чтобы не разочаровать родителей и саму себя. Мне предложили делать этикетки на карандаши. Знаете, я не могу сказать чего-то плохого, потому что коллектив был потрясающий, а в компанию я пришла с одним дипломом и гаденьким портфолио.
- А вам заказывают иллюстрации к компьютерным играм, плакаты?
- Да, наша компания сотрудничает не только с Россией, но и с зарубежными партнёрами. Их намного больше, чем россиян. Мы рисуем для Польши, США, Китая, Японии и многих других стран.
- Они высоко ценят творчество русских художников, или по какой причине обращаются к вам?
- Да, у меня есть одна клиентка в США, которая сходит с ума от русских художников. В хорошем смысле этого слова. Она может себе позволить приобрести картины в большом количестве, и постоянно восторгается нашими работами. А был ещё один парень, который просил меня нарисовать ему небольшую картину по типу "Жителей Воронежа". Я так увлеклась в процессе рисования, что сделала ему огромный плакат. Ему очень понравилось, он спрашивает: "За это же нужно доплачивать..." "Чувак, ничего не надо! Это тебе", - ответила я ему. Мне так по кайфу.
- И всё же давай разберемся: у вас много зарубежных партнёров, которые высоко ценят творчество русских художников. Но вы, Кать, по-прежнему работаете в Воронеже?
- Да, у меня сейчас на первом месте стоит семья, которой я уделяю много внимания. Маленький ребёнок, которому нужна забота и любовь, и муж. Уехать сейчас куда-либо, когда малыш совсем маленький - это глупо. Но мне бы очень хотелось сотрудничать с DreamWorks и Disney. Мы с ними уже сотрудничали, честно говоря. Ооо, Боже мой, как это было круто! Я никогда не забуду эту работу! У них специалисты высочайшего уровня! Они так круто обучают своих художников! Там огромная площадка для творчества и самореализации!
- А что вы для них готовили?
- Когда происходило сотрудничество с DreamWorks, я была в декрете, поэтому уже не помню. А для Disney мы делали обалденные плакаты!
- Как ты вообще попала в эту компанию, где работаешь сейчас? Мне кажется, что это не так просто.
- Почему же?
- В большинстве своём художники сидят без копейки денег в кармане и то и делают, что рисуют портреты туристов где-нибудь на набережной Геленджика.
- Моя мама тоже так думала, что я буду так же работать (смеется). Но её сомнения не оправдались. Вообще моя семья это отдельная история. Это невероятный люди. Дед режет по дереву нечто удивительное. Безумно красивые вещи. И я не хочу перехваливать свою семью, но всё это, действительно, так! Дед и мама у меня юристы. У всех по несколько образований. Вот у мамы первое , педагогическое (живопись, черчение), а второе юридическое. И они всегда очень хотели, чтобы я стала нотариусом. Но не сложилось.
- Испортили планы родственникам?
- Ну, да. Я поступила на юрфак, училась там, но как только поняла, куда попаду, стало страшно. И я поняла, что такое сообщество явно не для меня. И если я хочу быть художником, я им буду! Конечно, все жутко переживали и боялись, что я буду за "Юностью" рисовать картины, или, как вы говорите, портреты в Геленджике. Но когда я показала, где работаю и чего добилась, все успокоились.
- Вы не бедный художник?
- Нет. Мне запрещено говорить о своих заработках, но родственников приятно удивили мои доходы. А те люди, которые сидят, рисуют портреты на улице и жалуются на жизнь, в принципе сами виноваты. Человек такое существо, которое всегда ищет что-то лучше для себя. Всегда! Это наша натура. И если поставить перед собой цель, ты её добьёшься.
- Не каждый же сможет придти в крутую студию и попроситься на работу.
- Нет, но каждый может сесть и начать учиться. Изучить основы академического рисунка, попробовать разные техники рисования. А потом попробовать себя в работе над каким-либо проектом. После того, как я работала над этикетками для карандашей, меня заметили и пригласили работать в компанию Grafitart. Я очень боялась, потому что на тот момент была маленькой, а они такими большими. Но освоилась, многому научилась, да и сейчас учусь.
- Коллектив играет для вас какую-то роль при выборе работы?
- А для вас не играет? Я не смогу работать там, где люди не понимают меня. Но я могу сказать, что я счастливый человек, потому что где бы я только ни работала, меня окружают прекрасные люди. Сейчас в "Графите" я могу попросить коллег оценить мою работу свежим взглядом, если сомневаюсь в чем-то. И я буду уверена, что тут не будет ни зависти, ни конкуренции. Они посмотрят и скажут, что не так. Или зайдет начальник и скажет: "Кать, ну что это за фигня?! Как ты вообще до этого додумалась? Не так это, и это, и это!" И я сижу и думаю: "Блин, реально. Как я всего этого не замечала раньше?!"
- То есть к критике относитесь нормально?
- Да, вполне. Особенно если она конструктивная. Если нет, я не обращаю на это внимание. Когда я была совсем молодой и только начинала свой творческий путь, то во мне играл юношеский максимализм. Хотелось сделать всё по высшему разряду. Но когда получила отрицательный отклик, расстраивалась и впадала в депрессию. Сейчас я отношусь к этому абсолютно спокойно. Видимо, годы берут своё (смеется). И вообще, я никогда не пускаю сопли по ветру и не позволяю себе приближаться к состоянию депрессии, иначе не смогу работать. Всегда будет много тех, кому не нравится то, что ты делаешь. Но это же не означает, что не стоит идти дальше..?!
Беседовала Дарья Васильева
Фото из архива Екатерины Тамбовцевой
Новости на Блoкнoт-Воронеж