Воронеж Среда, 24 апреля
Общество, 25.07.2014 08:50

Воронежские реконструкторы посетили фестиваль «Наш Грюнвальд» (ФОТО)

Воронежские реконструкторы посетили фестиваль «Наш Грюнвальд» (ФОТО)

Грюнвальдская битва — решающее сражение периода 1409-1411 годов, когда объединенные польско-литовско-русские войска разгромили силы тевтонского ордена. Сражение определило расклад сил в Восточной Европе, польско-литовское верховенство в регионе, а также — ознаменовало собой закат Тевтонского ордена: рыцари так и не смогли оправиться от поражения в битве, когда погибло много знаменитых воинов, в том числе и магистр ордена Ульрих фон Юнгинген.


На фестиваль «Наш Грюнвальд» нам предстояло ехать с воронежским реконструкторским клубом «Орден Северного Храма». Ребята воссоздают военный быт ордена Тамплиеров эпохи.


В реконструкцию входят не только сражения, доспехов и оружия, но и бытовая часть: одежда, мебель, столовая утварь. Одним словом, ребята ставят своей задачей полностью воспроизвести жизнь рыцарского ордена Франции 13 века.


Имущества предстояло везти много. Рыцарскому клубу в походе полагается настоящее снаряжение, которое латами, оружием и одеждой далеко не ограничивается. В прицеп автобуса, на котором предстояло отправиться в путь, были загружены сундуки с посудой, походный котел, разборные столы, скамьи, мангал и, конечно — шатры.


Кто-то приехал пораньше и на свежевыкошенном поле возле яблоневого сада расположились средневековые шатры и штандарты клубов. «Орден северного храма» стал лагерем поближе к тевтонским шатрам. Началась установка лагеря, сборка походной мебели и разбор вещей.


Чтобы поставить шатер, пришлось изрядно потрудиться. Потребовался высокий шест, точнее даже не шест, а бревно, так как купол нашего походного жилища был изрядный.


Был найден высокий шест, который установили в выкопанную яму. На верх на кожаную подкладку закрепили купол, после чего растянули его канатами и закрепили кольями. Полог привязали в самую последнюю очередь. Таким же образом был установлен второй шатер.


После этого, рыцари принялись разбирать доспехи и снаряжение. Готовились к предстоящей битве и другие клубы. Один из приехавших клубов привез с собой гаковницу – средневековое огнестрельное оружие, вроде огромного ружья с прикладом. Орудие предстояло использовать в будущей битве и пушка тут же была испытана, перепугав сидевший возле шатров народ. Возмущение быстро улеглось, но рано утром стрелять не разрешили.


На второй день, 19 июля начался фестиваль. Приехали гости туристического комплекса, реконструкторы облачились в исторические одежды, торговцы выложили на прилавки литые украшения, фибулы, пуговицы, подвески, кованые ножи, сумки и прочие предметы ушедшей эпохи.


Начало Грюнвальда отметили грандиозным шествием на поле, где участникам предстояло биться во славу оружия и за честь их клубов.


Первым по счету был турнир оруженосцев. Площадку огородили толстыми бревнами, между которыми натянули цепи, чтобы тяжело вооруженный латник не рухнул на зрителей. Далее были рыцарский турнир, турнир алебардистов, бугурты, состязания кавалеристов и лучников и, конечно, реконструкция Грюнвальдской битвы.


Самое основное правило боя — доспехи и оружие должны быть в хорошем состоянии. Стеганый поддоспешник смягчает удары, а латы защищают воина от ударов мечей, фальчионов, топоров и алебард. Большинство травм как правило являются следствием небрежного отношения к своим доспехам и снаряжению. Современных материалов к использованию в качестве доспехов также не допускалось — только добрые сталь, дерево и кожа. Правила боя также запрещали колющие удары, удары в пах, кромкой щита, кулаком и удары по поверженному противнику.


Как гласит предание, на рассвете 15 июля 1410 началась Грюнвальдская битва. Пологие холмы разделялись довольно широкими долинами. С трёх сторон место битвы было окружено лесами. Великий магистр, вычислив маршрут врага, первым прибыл сюда с войсками и принял меры для укрепления позиции. Были вырыты и замаскированы «волчьи ямы»-ловушки, расставлены пушки, арбалетчики и лучники. Ульрих фон Юнгинген рассчитывал задержать вражескую конницу около препятствий и уничтожить её выстрелами из пушек, арбалетов и луков. А затем, остановив атаку противника, бросить в бой свою конницу. Великий магистр стремился такими тактическими хитростями компенсировать превосходство союзных войск в количестве.


Польско-литовская армия расположилась восточнее Людвигсдорфа и Танненберга. Польская тяжёлая кавалерия образовала левый фланг, литовская лёгкая кавалерия — правый, многие наёмники расположились по центру.


Как и в 1410 году сошлись на поле две силы, которым предстояло в очередной раз напомнить собравшимся зрителям о случившейся здесь в 1410 году битве. И снова объединенные силы литвинов разгромили крестоносцев.


На радостях, девушки сделали плакат из куска полотнища, на котором написали «Няш-Мяш, Грюнвальд наш!» и ходили с ним по полигону.


После сражения состоялись концерты фолк-групп. Со сцены исполнили свои композиции группы Стары Ольса, Тролль Гнет Ель, Irdorath, Ceilidh Сeol, Fram, Нейро Дюбель.


Когда на землю спустилась ночь, тамплиеры зажгли свечи под пологом шатра. Пошла по кругу чаша с вином, расположился на походном столе праздничный торт и всю ночь Алексей Ширяев, известный в реконструкторских и музыкальных кругах под именем Крыс, рассказывал об истории становления клуба «ОСХ» в России.


Огромное количество людей в средневековых костюмах, впрочем, особенного удивления у гостей музейного комплекса Дудутки не вызывало. Дмитрий Нестюк, магистр «Ордена Северного храма» ордена Тамплиеров рассказал, что реконструкция в Беларуси существует уже 20 лет, поэтому облаченные в латы рыцари, вооруженные луками воины и прекрасные дамы в старинных платьях — уже не диковинка.


- Однако, когда я пришел в реконструкцию, — рассказывает магистр, — в Беларуси вообще ни одного клуба еще не было. Желание воссоздавать древние эпохи родилось из чтения книг «Айвенго» Вальтера Скотта и прочей приключенческой литературы. Окончательно решил для себя организовать орден тамплиеров после прочтения книги «Крестоносцы на Востоке» Заборова. Появился клуб «ОСХ». А после мы поехали в Россию, познакомились с ребятами из местных клубов и решили их пригласить в Беларусь. Так появился фестиваль «Белый Замок».


Cвой костюм за исключением обуви, магистр сшил сам. Существует множество источников, по которым можно найти информацию на свою эпоху. Кстати, Дмитрий решил внести некоторую ясность в спор на тему, что предпочтительнее — машинный шов или ручной. Аутентичные ручные швы от машинных не отличить. Однако, тут все зависит от обстоятельств. Как сказал магистр, если человек выходит на бой в костюме, но реальность такова, что через три месяца аутентичный наряд придется отправить на помойку, лучше уж обойтись машинным швом, чтобы было не так жалко. Однако, если человек делает фестивальный костюм, в котором будет участвовать в конкурсах, тот тут соответствие оригиналу на первом месте.


- На Западе есть принцип трех метров, — рассказывает Дмитрий. — Если с трех метров одеяние выглядит исторично, значит это реконструкция.


Как не печально, но в этот день нам предстояло уезжать. Были свернуты шатры, разобрана мебель. Сам магистр Дмитрий Нестюк пришел к нам, чтобы помочь свернуть полог и пожелать доброй дороги. Мы загрузились в автобус и отправились в обратную дорогу.


Так закончилась эта поездка, принесшая море впечатлений, новых знакомств и хорошего настроения. Подобные фестивали замечательны тем,что на них оживает история и можно с головой окунуться в мир любимых приключенческих книг и старинных баллад и увидеть оживших героев — рыцарей и свободных удальцов, с которыми прошло все детство.


Валерий Чирков

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
0